Самолет «Конкорд» легендарный сверхзвуковой лайнер, один из двух совершавших регулярные авиарейсы. За 27 лет эксплуатации самолет перевез более 4 млн. пассажиров и стал синонимом достатка и роскоши.
КонкордВыражение «мы прилетели на Конкорде…» говорило о состоятельности человека.
Самолет «Конкорд» был спроектирован и построен совместно английскими и французскими инженерами из компаний
Sud Aviation и BAC. Его постройка потребовала большого количества инновационных решений и от проекта до первого пассажирского рейса прошло
20 лет. 1956 -1976. Двигатели также были совместной разработкой англо-французским коллективом Rolls-Royce и SNECMA.
Всего было построено 20 «Конкордов», эксплуатировали которые авиакомпании British Airways и Air France.
1 В процессе выполнения полёта самолет «Конкорд» разгонялся до скорости 2150 км/ч (2,02 М), при этом фюзеляж нагревался до 127 градусов Цельсия, ограничение скорости было вызвано именно тепловым нагревом. Фюзеляж мог удлиняться примерно на 24 см, в связи с тепловым расширением конструкции.
2 В носовой части фюзеляжа расположен обтекатель в виде конуса, который мог отклоняться вниз, обеспечивая пилотам обзор на взлёте, посадке и рулении. В обтекатель встроено подвижное дополнительное остекление, прикрывавшее основное остекление кабины пилотов в режиме сверхзвукового полёта.
3 Топливная система «Конкорда» достаточно сложна, и помимо своей основной функции служит также для перебалансировки самолёта при переходе звукового барьера. Топливная система включает в себя 17 топливных баков общей ёмкостью 119280 литров, При достижении околозвуковой скорости, и перед дальнейшим разгоном, насосы топливной системы перемещали около 20 тонн топлива из передних балансировочных баков в хвостовой балансировочный бак. Это позволяло сместить центр тяжести самолёта приблизительно на 2 метра назад, что было необходимо для сверхзвукового полёта. Всеми манипуляциями с топливом занимался бортинженер.
4 Для повышения надежности авиалайнер «Конкорд» оборудован тремя самостоятельными гидравлическими системами, двумя основными и одной резервной, которые различались по цветам.
— «Зелёная» основная гидравлическая система левого борта, подключена к гидравлическим насосам 1 и 2 двигателей.
— «Синяя» основная гидравлическая система правого борта, подключена к гидравлическим насосам 3 и 4 двигателей.
— «Жёлтая» резервная гидравлическая система, подключена к гидравлическим насосам 2 и 4 двигателей.
5 «Конкорд» был первым самолетом, на котором применили электродистанционную систему управления, которая нужно сказать была аналоговой.
Т.е. органы управления формировали сигналы, которые передавались к исполнительным гидравлическим элементам. При этом все же существовала автономная механическая система управления по средствам тросиков и тяг, оборудованных гидравлическими догружателями (гидроусилитель), которые также использовались для триммера (регулировки нулевых позиций).
6 К 1972 году, различные авиакомпании по всему миру разместили заказов на 74 «Конкорда», однако ряд факторов:
— нефтяной кризис 1973 года привел к удорожанию топлива, а «Конкорд» расходует топлива в несколько раз больше чем дозвуковой самолет;
— появление самолета Боинг-747, делало авиа перевозки более бюджетными и возрастала роль стоимости билета, а не скорости перевозки;
— разработка «Конкорда» затягивалась из-за большого количества новых технических решений и стоимость проекта росла достигнув 1 млрд.фунтов, а вместе с ней и стоимость самолетов.
По этой причине большинство авиакомпаний отозвали свои заявки и было продано лишь 5 самолетов авиакомпании British Airways и 4 Air France, оставшиеся 4 самолета из 14 серийных были предложены им же по цене 1 фунт стерлингов.
2 British Airways и 3 Air France, доведя их парк до 7 самолетов у каждой авиакомпаний.
7 Самолет «Конкорд» не следовал на определённой высоте (эшелоне), как обычные авиалайнеры. Поскольку на высоте полёта «Конкорда» не было никакого воздушного движения, использовался более выгодный режим полёта — постоянный набор высоты по мере облегчения самолёта из-за выработки топлива. Полёт а этом режиме осуществлялся полностью автоматически.