Найти в Дзене
Наталия Крас

Ангел

А, может, ангелы среди нас?..

Однажды я поступала в один небезызвестный университет на физмат. Почему-то тогда казалось, что он мне обязательно нужен, хотя закончила я потом всё-таки другой. И вот вступительный экзамен по математике. Всё просто – лист с пятью заданиями и два чистых (черновик и чистовик). Было сказано: оценка начисляется строго по числу выполненных правильно задач, если решишь две, то оценка «2», а если пять, то оценка «5» и тому подобное. Заданьица, как в таких местах заведено, как бы это… с подвывертами. Включив весь свой подготовительный потенциал и житейскую мудрость, решаю два. Знаю, что правильно. Остальные три – начинаю каждое, как завещали на консультации, и, уперевшись в глухую стену, перехожу к следующему. Общий итог – два, – незачётное количество. Так проходит половина отведённого времени. Новый штурм по трём направлениям по очереди – ничего.

   М-да-а… Лёгкий мандраж, поскольку, хоть времени ещё и навалом, но всё оно идёт последний час не впрок. Взгляд отчаяния на окружающую обстановку – поточная аудитория, внизу ехидного вида преподаватель, одним глазом поглощающий прессу, а другим нас, – и всё это поверх узеньких очков. Списать? Вроде есть возможность, было бы откуда! Правила, формулы и теоремы, нужные для решения, до боли знакомы, так что учебник приносить не было и смысла. Вариантов заданий на скромную по размерам аудиторию – пятнадцать, так что шипеть по всему помещению: «У кого десятый?» – бесполезно. Такого может больше и не быть, а изгнание может последовать и за меньшую провинность. Окидываю взглядом окружающих – все такие же вспотевшие, шевелящие губами над своими листочками, как и я. Надежда появляется при виде белых кудряшек впреди-наискосок от меня. Обладательница сидит в позе сфинкса, глядя прямо перед собой, – там стена (аудитория поточная, ряды уходят вниз). Не может решить? А где бегающие глазки, хоть намёк на волнение? Полное отчаяние? Лицо совершенно невозмутимо… Решила?!! Ну а где горделивый взгляд на потных от напряжения соплеменников? Ладно, решаюсь, всё равно мой итог пока «2». Жду момента когда препод полностью окунётся в упоительный мир журналистской «правды». Наклоняюсь, с волнением трогаю за плечо, интересующий меня объект... никакой вальяжности отличницы, с готовностью поворачивается, лицо беленькое, абсолютно без следов хотя бы прошлого детского загара, чуть смущённое, лёгкая улыбка при стянутых к середине губах (феномен какой-то!) и всё это в равномерном обрамлении белых мягких кудряшек. Я тогда подумала – ёжик (из-за выражения лица и сморщенной улыбки).

   Спрашиваю: «Ты что сидишь, уже решила?» Та же улыбка и утвердительный кивок.

   – У тебя десятый?
   Улыбка с отрицающим мотком головы.

   – Может, посмотришь мои?
   Улыбка – согласительный кивок.

   – Третье (оно было у меня наиболее близко к положительному результату из нерешённых), – протягиваю задания и черновик.

   Берёт, отворачивается, строчит быстренькими ровненькими циферками и значками, едва кинув взгляд на №3. Поворачивается, протягивает обратно мои листочки. Я недоверчиво смотрю решение (очень уж быстро) и лицо моё просияло, – эврика! Вот оно как оказывается решается, точно, правильно! Быстро переношу в чистовик, любуюсь… Три сделано – зачёт, в любом случае можно идти на следующие экзамены. Фух… Смотрю на спасительницу. Та же поза сфинкса, ничего не выражающие пол-лица, остальное я видеть не могу, только плечо и полупрофиль. Слегка облегчив свою участь, я уже занята коварно-посторонними мыслями. Почему не проверяет свои решения, ведь давно уже так сидит, а если уверена в решениях (а они не простые, и у всех, судя по напряжённым лицам и ехидству любителя «Правды»), то почему не идёт сдавать? Тут всем уже и поесть-попить и по нужде хочется. Три часа сидим. Странно… Коварный змей неудовлетворённости вполне реальной оценкой «удовлетворительно» вползает мне в мозг. Я наклоняюсь по знакомому маршруту, чувствуя себя сказочной старухой, которая не хочет уж быть простою крестьянкой, а хочет быть столбовою дворянкой. Но ведь есть ещё и «проходной балл», надо бы окопаться понадёжней пока есть возможность.

   – Второе посмотришь?
   Знакомая улыбка ёжика и утвердительный кивок. Забирает, строчит, возвращает. Я смотрю ещё более недоверчиво, решение совсем уж не по моему плану, с другой, так сказать, стороны заход. Ну, ладно, чего уж там, всё равно другого у меня нет, а тут хоть дискриминант положительный. Переписываю. И новый червь точит меня. Имя ему – крайняя степень наглости. Так и подзуживает потревожить хорошего человека, сидящего в позе сфинкса. Наклоняюсь…

   – Может, ещё пятую задачку, а? (Пятая была самая коварная, из олимпиадных, явно на умников рассчитана, один из которых передо мной сидит, как не воспользоваться?)

   Поворачивается… Улыбка ёжика… «Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море…», - вдруг вспомнилось мне. Вижу – рыбка моя встаёт и неслышно так поплыла из своего ряда и вниз, во владения любителя типографской краски на пальцах. Последний удивлённо посмотрел на листочки белокудрой, потом всё-таки натянул очки на место и стал всматриваться внимательнее. По изменениям в его лице я чётко прочитала, что, во-первых, она-таки действительно решила правильно; а во-вторых, это он, змей, эти задачки составлял, ну вот и пусть теперь глаза свои обратно вкатывает как хочет. Я безуспешно проковырялась последний час с пятой задачкой и пошла сдаваться.

   Ровно половина вступительных экзаменов была позади, потом было ещё несколько бессонных ночей и ещё два испытания на прочность и гибкость натуры одновременно. А потом трепетный день, когда можно наконец вглядываться в трепещущие на ветру, обдувающем главное здание науки в рамках данного учебного заведения, списки поступивших.

   Фамилия моя ласково потрёпанная ветерком была на нужном месте и охватившая ностальгия по недавним событиям заставила ещё раз кинуть взгляд на листы с оценками абитуриентов. География – зачёт, спасибо нервному малому, донимавшему меня перед дверью на голгофу, рассказами о славной Беларуси (один из вопросов был – сельское хозяйство этого края); и дальше оценки красиво так, по нисходящей – Литература (сочинение) – «пять» (спасибо А.С. Пушкину, которого я любила всегда); Математика – «четыре» (спасибо белокудрой рыбке, всё-таки правильно она мне решила два задания, надо будет поблагодарить обязательно); Физика – «три» – оплот позора моего, но спасибо преподу со здоровой нервной системой, который сделал выбор между ошмётками моих познаний из курса физики и обилием мальчиков, поступающих на теорфизику, в мою пользу со словами: «Вам трудновато будет на физике учиться, занимайтесь посерьёзнее», и это опять же благодаря Пушкину и рыбке с улыбкой ёжика, потому что физик перед своим историческим решением изучал мой лист с оценками. И вуаля – я в университете.

   Потом на радостях звонок родителям, радостный мамин вопль из телефона:
   – Ты с ума сошла!
   – Так ведь Университет (такой-то)!
   – Ну, поздравляю.

   Мама, мама… энтузиазма ноль, но её можно понять, ведь это третий вуз, в который я поступила. Из нашего диалога, к сожалению, понятно, что ни один из предыдущих я не закончила. А потом и этот будет безжалостно брошен и ещё две безуспешных попытки уже по новой профессии и только потом, о чудо, один будет завершён.

   А пока,… остатки лета промчались и началась новая жизнь по новому расписанию. Первый день – организационный, – всех, счастливо называющих себя студентами, согнали в большой зал и долго объясняли как правильно называть обучающихся рядом негров, чтоб они не обиделись. Самое обидное, что эти не негры экзаменов никаких не сдавали, чтобы пополнить наши ряды, и собрание среди них не проводили, как называть бледных студентов, чтоб нам было не обидно. А я, конечно, всё собрание простреливала собравшихся взглядом на предмет обнаружения в зале белых кудрей. Опять она меня удивила. Такая умненькая и правильная судя по всему, а на строго обязательное собрание не явилась. Я всё больше и больше жаждала знакомства с ней. Начались учебные дни, студентов-первокурсников со всех потоков согнали в одно отдельное здание, других мест для поступивших не было. Я методично обыскивала разные группы по разным направлениям из тех, кто при поступлении сдавал математику. Ноль. В столовой, на переменах, в библиотеке, в коридорах, – её нигде не было, даже учитывая сногсшибательную болезнь, ведь я не ослабила своего интереса и через полгода обучения после первой сессии. Уже зная в лицо всех весёлых и не очень студентов – и медиков, и химиков, и радиофизиков, и, конечно, внимательно изученных мной, математиков, – я не могла её обнаружить.

   Смутные догадки посещали меня всё чаще. Я вспоминала её безмятежное лицо, скорее личико, она казалась гораздо моложе, чем вчерашняя выпускница школы, открытый взгляд, не выражающий ничего (одобрения или неодобрения – ничего!), та спокойная поза после нескольких часов сидения на одном месте, и, конечно, с лёгкостью решённые задания, а об их сложности я могла судить, ведь у меня за плечами был даже год высшей алгебры, мат. анализа и начертательной геометрии… Эта улыбка без намёка на оскал при абсолютно плотно сжатых губах, но всегда улыбка, какая-то потусторонняя, неземная… И полное молчание! И всё это в обрамлении облака белых кудельков… Ну чисто ангел! Ангел!

   Я путалась в догадках: если мне действительно был послан ангел в женском обличие, о чем я могла догадаться скорее по одежде, чем по лицу, то зачем? Испытание? Проверка-экзамен на алчность, который я с треском провалила? Мелковато вроде. Многие годы потом я вспоминала те события и не могла ответить на главный вопрос – зачем? Может, странно, но с наличием ангела во плоти я смирилась давно.

   Чтобы поступить именно туда? Но ведь я там и не училась после первого года, осознав тщетность попыток учиться в неинтересном для себя направлении. Да и на первом ещё моём физмате (помните – два неоконченных перед этим?) бабушка – преподаватель истории мне сказала: «Деточка, вы – гуманитарий, бегите ка поскорее с прикладной математики!»

   И вот только теперь, а лет прошло немало с тех пор, я вдруг прозрела. Вспоминая истинную причину поступления именно в Университет такой-то, а причина банальна, как сама жизнь, – хотелось быть поближе к любимому, который заканчивал тогда тот самый Университет, – я поняла (странно, что поздно), что живи я весь тот год в другом городе, обмениваясь лишь телефонными звонками с милым моему сердцу человеком, кто знает как повернулась бы дальше изгибистая тропинка моей судьбы?.. А он (Он!) всё ещё рядом со мной, а я рядом с ним… После того года мы поженились.

   В общем, если встретите случайно ангела, передайте ему от меня спасибо!

   Happy end.

nataliakras.ru