4
Истории, которыми мы делимся, можно впустить к осмыслению, рассмотреть на свой лад и ритм, и так же легко отпустить. В стиле нашего текучего времени – выбираем, примеряем, пропускаем через себя, обретая свои смыслы. Нет истин вне нас. Что-то похожее мы делаем в игре.
Если посмотреть на жизнь как на неизведанную территорию в игре, то книга может оказаться картой с нанесенными в ней ориентирами. Ориентиры нанесены рукой другого человека, который уже исследовал ту территорию, а она в схожем с твоим времени или опыте. В тех ориентирах уже есть методы, которые сработали для того человека.
Конечно, у каждого из нас свои работающие мифы и свои технологии их создания. Но иногда... извне приходит нужное слово… как искомый ключ. И тогда сразу все складывается в целостную картинку. Уровень пройден, открывается путь дальше. Если кому-то эта книга послужит подобным образом, нашу задумку можно считать успешной.
Сегодня, в эпоху метамодерна, многое стало легче, текучей, быстрей, проще… недостатки чудесным образом превращаются в достоинства, нехватка в изобилие, информация ограничена лишь единицами времени… И мы часто начали употреблять само слово «игра» и воспринимать жизнь через это понятие.
Что же за этим стоит?
Гёте утверждал, что человек является в полном смысле человеком только тогда, когда играет. Эйнштейн говорил, что «для объяснения событий во Вселенной человечество не сможет изобрести ничего нового, кроме как теорию игр». Теория Вероятности – это теория игры вселенной.
Приобретая свой опыт, мы все более понимаем, что квантовая физика вступила в наши жизни. Изменчивость, смена декораций, скорости, перемены становятся нормой, и многие понимают, что нет особого смысла искать постоянство. Сама неопределенность становится нормой. Электроны при наблюдении их меняют форму и поведение, роботы занимают пространство вокруг… Для отличия от роботов, становятся приоритетными неподвластные программированию человеческие качества – умение фантазировать, творить… Если раньше творчество – было элитным и исключительным явлением, то сейчас это уже жизненная необходимость. Поэтому творчество и игра – это наше сегодня в завтрашний день.
Вадим Демчог через игру добрался до сути игры, от которой мурашки по коже:
«В игре происходит своеобразное снятие реального и переключение в план нереального, что в результате формирует новый мир, существующий по избранным и гораздо более эффективным законам. Все эти гениальные творцы «идеальных Вселенных» считали, что люди игрового типа способны творчески преобразовать свои жизни в произведение искусства… и подобная жизнь способна стать разновидностью творчества…»
Мы живем и творим в мире, который сами создаем!
Для ребенка игра – это основная жизнь. Играя, ребенок обучается жизни. И уже создает свой волшебный мир, в котором он повелитель, и он один знает там все пути-дорожки. Для взрослых игра остается также самой идеальной формой обучения. Есть огромное множество разных игр у человека: развивающие игры, обучающие, психологические, спортивные, ролевые, трансформационные…компьютерные и множество-множество еще разных игр… Удивительно, вся история человечества – это история игры.
Я попыталась сложить понятие игры, заглянув в разные источники, выбрав то, что откликается.
Игра – это ситуация или форма деятельности. В ней участвует один игрок или несколько, которые управляют переменными данными – выбирают решения и действуют, учитывая известные им факторы и действия остальных игроков. Игра ведется ради удовлетворения от процесса, то есть ради самой игры.
Компоненты игры – это воображаемая ситуация, игровые действия в ситуации, роли и игроки, играющие эти роли.
Опираясь на опыт, мы различаем четко внешний и внутренний мир. Вступая же в игру, мы попадаем в третий мир, существующий будто бы отдельно. Третий мир можно назвать «тайным» (Кен Уилбер), или сказочным (мифы и сказки), можно назвать миром фантазии. Попасть туда несложно, и все-таки иногда практически невозможно.
Интересно, а как вы относитесь к этому третьему миру?
Насколько вы с ним знакомы лично?
Игра всегда происходит в настоящем моменте. Это, пожалуй, единственное неизменное свойство игры. Мистика игры в этом свойстве. Чтобы оставаться в игре, мы должны находиться в моменте здесь-и-сейчас, а потому становимся волшебниками в своей игре, а на самом деле и в своей жизни, ведь миры эти взаимодействуют друг с другом. Все три мира связаны друг с другом и влияют друг на друга в едином поле.
А превратить свою жизнь в игру? Это похоже на высшее искусство уровня просветленного мастера. Божественный уровень Игры на земном плане?
Про игру я говорю по той причине, что мы с Джули часто проникаем в тот третий мир, мир фантазий, и взаимодействуем там. Слова существуют тогда лишь для обозначения пути, остальное на каком-то другом уровне, поэтому так сложно потом вывести саму траекторию движения через слова. Суть приходит через форму, а тут форма ускользает, непрерывно меняется, не за что ухватить.
Например, весь рождественский ретрит мы прожили фантастически на уровне игры, практически без слов. А потом долго смеялись, осознав, что рассказать ничего никому не сможем. Рассказывать нечего! А если рассказывать то, что происходило на внешнем уровне, создается впечатление, что скрываешь самое главное и говоришь несущественную чепуху. «Об игре невозможно говорить, в нее нужно играть», - будто бы подтверждает Вадим Демчог.
А говорить о феномене игры он может бесконечно.
«В игру можно превратить все! Любой наш эмоциональный захват может превратиться в произведение искусства, как только мы расширим область восприятия; расширим в более целостную модель».
«Игра – заряд творческой силы».
«Игра обладает одним важным качеством – воодушевленность жизнью, воодушевленность процессом творчества, воодушевленность процессом приоткрывать дверь в новое измерение».
У нас может быть в жизни все, но ничего не имеет смысла без присутствия игры, без воодушевления, которое дает только игра.