Привет всем!
Публикую статью Райнхарта Кёсслера, объясняющую термин "глокализация", т.е. реакцию локальных сил на процесс глобализации. Статья написана для книги немецких эко-социалистов Алфавит Глобализации, разбирающей все проблемы, связанные с процессом глобализации, по темам по алфавиту. Книга написана в популярной форме, поэтому ее можно назвать и букварем проблем глобализации.
"Слово "глокал" было первоначально смоделировано по японскому слову "дочакука", в основе которого лежит, прежде всего, локальная адаптация глобальной перспективы. В 1980-х г слово "глокал" использовалось для описания маркетинговых стратегий, которые адаптировали мировые продукты к местным рынкам, например, филиалы Big Mac в Восточной Азии.
В 1992 г Роланд Робертсон трансформировал "маркетинговое модное словечко" в термин, призванный помочь понять сложные взаимоотношения мирового общества и мировой культуры, которые характеризовались "синхронностью" и взаимным проникновением между тем, что традиционно называлось "глобальным и локальным или... универсальным и особенным". В то же время Робертсон понимал адаптацию базовых структур современного национального государства к успешным "стратегиям глокализации" в ходе более ранних волн глобализации в 19 и начале 20 в (т.е. империализации). Концепция указывает на серьезные проблемы, связанные с тем, что в ходе противостояния возможностям и требованиям расширяющегося и все более плотного мирового контекста глобализации, локально определяемые идентичности тоже все больше утверждаются, переопределяются или даже изобретаются. Спектр таких опасностей простирается от динамики расширения "более поздних" национальных государств, таких как Япония или Германия, до мобилизации нынешних, часто называемых "этнонационалистическими".
Многие формы сопротивления последствиям неолиберальной глобализации обусловлены также напряженностью между глобальными процессами и их локальными эффектами, которые, в первую очередь, ощущаются в локальном контексте, на местах. Робертсон ссылается здесь на "идеологию родины", Мануэль Кастеллс различает "пространство потоков", с одной стороны, и "пространство мест", с другой. Пространство потоков, таким образом, не имеет места (т.е. новые направления политики глобальны), оно функционирует по принципу глобальной коммуникации в режиме реального времени и одинаково выглядит в международных аэропортах и аффилированных сетях отелей, в крупных банках или корпоративных штаб-квартирах по всему миру. Хотя власть капитала, ставшей полностью анонимной, сконцентрирована в столицах, большинство людей до сих пор живут в провинции, где у них есть разной степени возможности жить вместе, самореализоваться или просто выжить. Таким образом, разрушение окружающей среды или провинциальная политика, определенная интересами анонимного капитала, узаконенная глобализацией, воспринимается как экзистенциальная угроза личности и способствует формированию протеста и сопротивления. Содержание и направления протеста, а также его формы выражения изначально неопределены. Они варьируются от призыва к часто сомнительной "традиции" в виде этнических или фундаменталистских движений до категорических сомнений в существующем образе жизни и политических отношениях, например, со стороны местных экологических движений. И то, и другое может быть результатом опыта защиты местного образа жизни.
В любом случае, процессы, которые по-новому выражают глобальное и локальное мировоззрение, всегда противоречивы и варьируются от ограниченных на местном уровне возражений против строительства автомагистралей или защиты городского района от модернизации или валоризации коммуникационной стратегии местного уровня, активно связанной с глобальным гражданским обществом, как, например, поднятый сапатистами вопрос лакандонского тропического леса в Мексике. Конкретные формы таких "глокальных" движений, их этапы и результаты, их солидарность друг с другом, неизбежно являются предметом и результатом местных переговоров и споров. В то же время для того, чтобы социальные движения могли действовать за пределами местного контекста, необходимы усилия по созданию глобальных сетей. Для достижения успеха требуется готовность не только принять и понять то, что является иностранным, но и заново поставить под сомнение то, что считается собственным. Поэтому вероятность того, что такие движения прибудут и туда, где "никто никогда не был", что Эрнст Блох назвал "родиной", сомнительна."
Авторы хотят сказать, что местные силы еще не достаточно подготовлены политически, чтобы объединиться с подобными силами в других районах или на мировом уровне, для этого нужно найти общие интересы между различными районами, поэтому местному населению трудно отстаивать свои права. Однако, указывается, что местная политика должна прежде всего всеми силами поддерживать благосостояние местного населения, т.е. не разрушать местные предпринимательства и не преследовать идеи модернизации любыми путями.
Читайте и другие статьи из этой книги!
Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить лайки и записаться на мой канал!
https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd
Каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!