Ровно 20 лет назад Борис Ельцин ушел в отставку, став одним из немногих российских правителей, добровольно отказавшихся от власти.
Таким образом, управление страной перешла к премьер-министру Владимиру Путину.
Президентские выборы Путин выиграл, набрав 52% голосов и Россия вступила в новую эпоху. Какой страна будет еще никто не знал, но было очевидно, то перемены грядут.
Откровенно говоря, никто особо тогда не ставил на 47 летнего молодого и неопытного политика, и уж тем более не предполагал наступления эпохи, продолжающейся по сегодняшний день.
Мы решили проанализировать, как изменился Владимир Путин за этот период. Как менялась сущность этого человека и каким он пришел к 20 летию своего правления.
Явление 1: “ Мочить в сортирах”, “Она утонула”, “ Who is mr.Putin?”
Чем характеризуется первый срок правления Путина и каким он запомнился?
Однозначно, в его действиях, словах и поступках присутствовала неуверенность, чувствовалось, что многое для него в диковинку, хотя, как и полагается руководителю крупного государства, он старался “сохранять” лицо.
Мир международной политики приглядывался к “темной лошадке”, гадая чего ожидать от молодого руководителя России. И “Who is mr. Putin?” прозвучало в Давосе не просто так.
Кто Путин в то время? Он сторонник демократии, политик прозападного толка. Ни о каком особом пути России и речи нет, наоборот, на самом высоком уровне обсуждаются вопросы интеграции России в различные международные структуры, включая и НАТО.
А еще в первые годы своего правления, Путин несамостоятелен в своих решениях, он человек Семьи, гарант безопасности новоиспеченной российской элиты.
Явление -2 : “Конец однополярного мира”
На втором сроке правления ( 2004- 2008 гг.) — Это уже другой человек. Четыре года не прошли для Путина даром. Он почувствовал уверенность в себе и понял, что готов идти дальше.
В этот период Путин избавляется от опеки Семьи, от тех, кто привел его к власти. Тогда же он прощается и с иллюзиями ( или перестает притворяться) о возможности создания развитой демократии в России.
Международная политика тоже видит другого Путина. Попытки протолкнуть идею о разделении сфер влияния и о праве России решать судьбу бывших республик СССР, не находят отклика у западных партнеров.
Тогда Путин произносит мюнхенскую речь, в которой заявляет о праве России на свой кусок пирога. Обалдевший от неожиданности Запад, наконец, понимает, “Кто есть мр. Путин”, но уже слишком поздно. Взлетевшие до небес цены на нефть делают Россию партнером, с которым приходится считаться.
Агрессия против Грузии, завершает этот период и становится окончательно ясно, что волк сбросил овечью шкуру. Запад пропускает еще один хук.
Явление 3: “Рокировка” с Медведевым, Путин-мессия, Запад прощай!
Говорят, в конце нулевых Путин действительно не собирался возвращаться на президентский пост… но передумал.
В “рокировочный” период Путин продолжает укрепление единоличной власти. Тогда же окончательно уходит в прошлое президент-менеджер, а приходит правитель-мессия, человек, переставший быть частью системы, и ставший ее центром.
В это же время Путин окончательно разрывает отношения с Западом. Аннексия Крыма делает Россию страной-изгоем, ее исключают из G-8, Путину остается только хлопнуть дверью: «Исключение России из Большой восьмерки воспринимается российским президентом не как какая-то катастрофа, а как исключение из той организации, в которой он явно разочаровался»“
Явление 4: Путин — это Россия?
Выборы прошедшие в 2018 г. показали рекордную цифру доверия к бессменному лидеру страны — 76%. И это на фоне международных санкций, падения уровня жизни, гибридных войн с соседями. Объяснить подобное явление, с точки зрения здравого смысла, не представляется возможным, но Россия и не жила никогда опираясь на него.
Здесь, как в Зазеркалье, все поражения и неудачи Путина выглядят грандиозными победами. Ввели санкции — это нам на пользу, ушла в свободное плаванье Грузия, к нам вернулась Абхазия и Осетия, сперли у Украины Крым, но навсегда потеряли ценного, стратегического партнера — мы восстановили историческую справедливость.
И процесс, к сожалению, продолжается — это можно понять по набирающей обороты “интеграции” Беларуси. Очевидно, что очередной приступ мессианства Владимира Великого, обернется для страны новой катастрофой, но кто ж его остановит, он же памятник?
Возможно, 20 лет назад у этого человека действительно была миссия — “убить дракона”, но в результате герой сам превратился в чудовище. Испытание властью и золотом, оказалось непосильной задачей.
И на этом остановимся, сказки, как правило, заканчиваются победой добра. Хочется верить, что так оно и случится. А что вы думаете по этому поводу?