Вообще-то его работы в основном хранятся в Эрмитаже. Но у жильцов этого харьковского дома есть возможность любоваться живописью Николая Самокиша каждый день и в любое время.
Орнамент в подъезде дома 44 по улице Мироносицкой появился не случайно и не в результате чьей-то шалости.
До революции здесь жил помещик Бойко. Известно, будто бы служил он управляющим у сахарозаводчика Павла Харитоненко, помогал тому собирать коллекцию искусств. В 1911 году Бойко заказал для себя проект дома инженеру Сергею Прокофьевичу Тимошенко, который будучи активном сторонником использования в архитектуре элементов украинского национального зодчества, во многом и определил облик сооружения. Модерн в его исполнении часто дополнялся деталями, которые напоминали то обычную сельскую хату, то предметы из крестьянского обихода. Именно этот дом он строил, видимо, подразумевая резной сундучок, у украинских крестьян называвшийся скрыней.
А чтобы усилить эффект и сходство с прототипом были заказаны росписи внутренних стен парадного подъезда. Причем орнамент, остатки которого можно наблюдать сегодня, являлся далеко не вспомогательной деталью. По крайней мере, стеклянный купол, который венчал двухэтажный особняк, хорошо пропускал солнечный свет и, судя по всему, проектировался не только для внешнего эффекта, но и ради возможности наслаждаться настенной живописью. Кстати, о самой живописи и её авторах, которых первоначально было двое.
УЗНАЙТЕ ИЗ АРХИСТОРИИ:
- Как ресторан стал арт-объектом
Помимо Николая Самокиша на эту работу подписался еще и художник Николай Васильковский, к тому времени уже известный своим творчеством, посвященным украинской истории и традициям. Самокиш и Васильковский не первый раз сотрудничали и во многом были единомышленниками. Оба активно участвовали в становлении художественного образования в Харькове еще в 1904 году. С их подачи в городе появилось не только полноценная художественная школа, но и красивое, построенное в традициях украинского модерна здание для неё.
О картине Васильковского только и известно, что была это именно картина. Она украшала одну из панелей подъезда и, увы, не сохранилась. Да и узоры Самокиша уцелели чудом.
После революции дом отдали под нужды НКВД. Потребности этого ведомства, как известно, всегда были просты до примитивности, не терпели сантиментов и лирики. Поэтому картину просто смыли, а орнамент Самокиша закрасили. К зданию сверху пристроили два этажа, попутно уничтожив купольную крышу.
Второе рождение живописного подъезда произошло только в 70-е годы ХХ века, когда историей дома заинтересовался киевский искусствовед Виктор Чепелик. Вместе со своими студентами он смыл казенную побелку в нескольких местах и освободил росписи от многолетнего забвения. Правда, проделать реставрационные работы в полной мере не удалось - на помощь энтузиастам не пришло ни общество охраны памятников, ни государство. Общественное мнение и сами жильцы дома активизировались только в последние несколько лет. Они забили тревогу, опасаясь, что уникальные фрески будут утрачены безвозвратно. Этот узор и так много пережил, в том числе прорыв труб отопления, отсутствие умелого ремонта и реставрации, не говоря уже о микроклимате для сносного повседневного существования.
Совсем недавно очередной подвижнический подвиг пытался совершить преподаватель харьковской художественно-промышленной академии (той самой, которая начиналась как школа) Вячеслав Шулика. Он, как и его предшественник из 70-х годов, тоже привлек студентов и тоже смог восставить несколько фрагментов. Но таких усилий явно не достаточно. По оценкам экспертов, для полного возрождения настенной живописи Николая Самокиша понадобится минимум 20 тыс. долларов.
Подробнее о художнике Николае Самокише смотрите это видео:
Дорогие читатели, не стесняйтесь поддержать проект Архистория своими лайками и перепостами!
Читайте лучшие материалы Архистории:
План спасения корзин Longaberger
Бетонный чупа чупс на Дворцовой улице