Найти тему
И без точки

Спектакль «Пер Гюнт». Про троллей и людей

«Пер Гюнт». Театр Вахтангова. Режиссёр Юрий Бутусов
«Пер Гюнт». Театр Вахтангова. Режиссёр Юрий Бутусов

Громко, сложно, неоднозначно, но талантливо

«Как отличить человека от тролля? Тролли всегда довольны собой»

Это тренд сегодняшних дней - будь собой доволен, не сомневайся, не думай, не переживай. Будь как тролль. И спасибо Бутусову, что он поставил спектакль именно об этом

Я не читал Ибсена и знал о Пере Гюнте лишь по сюите Грига. Тогда в детстве, мне казалось, что это сказка. Но оказалось, всё серьезнее

Здесь Пера Гюнта два (Сергей Волков и Павел Попов). Два антипода. Или две половины целого. Или вообще, человек и тролль

Пер ищет себя, свой путь, своего бога и старается быть собой, сам не зная, какой он. Грешит и кается. И уже умирая, находит себя у ног Сольвейг (Яна Соболевская), что ждала его всю жизнь

На сцене всегда присутствует крест и для меня он несёт разные смыслы. То он намекает, что всем хана. То это тот крест, который надо нести. А то - соломинка, спасшая Пера во время кораблекрушения. Ну и в финале крест становится мечом имени Дамокла, висящем на волоске и указывает на бренность бытия

В 1-м действии я хмурил бровь. Было очень громко, непонятно и походило на набор эстрадных номеров

Но второе стало апогеем театрального искусства. В основном, благодаря образу Матери в исполнении Евгении Крегжде. Считаю, что эта пьеса для неё и о ней. И Мать - эпицентр всего циклона, творящегося на сцене. Просто блестяще

-2

Ну и в 3-м я снова заскучал. Начались аллюзии на тему «не сотвори себе кумира» с кадрами Битлз, фашистов и Сталина. Нет, с этим посылом я вполне согласен и умом понимаю, но вот на сердце это как-то не легло. А финал прекрасен

Актеры шикарно поют. И лапландский эпос, и Рамштайн и вальс Брэйля. Да, песня Сольвейг тоже будет, а вот диких плясок подземного короля - увы, нет

В целом, это очень бутусовский спектакль. Если вы видели хоть что-то из его работ, то сразу узнаете почерк и режиссёрские ходы. Какие-то из них гениальны, например сцена прощания с матерью

Но мне не хватило цельности действия. Было дискретно, рвано и неровно. Истерика. А мне ближе, как у Маяковского: «а самое страшное видели - лицо мое, когда я абсолютно спокоен»