Громко, сложно, неоднозначно, но талантливо
⠀
«Как отличить человека от тролля? Тролли всегда довольны собой»
⠀
Это тренд сегодняшних дней - будь собой доволен, не сомневайся, не думай, не переживай. Будь как тролль. И спасибо Бутусову, что он поставил спектакль именно об этом
⠀
Я не читал Ибсена и знал о Пере Гюнте лишь по сюите Грига. Тогда в детстве, мне казалось, что это сказка. Но оказалось, всё серьезнее
⠀
Здесь Пера Гюнта два (Сергей Волков и Павел Попов). Два антипода. Или две половины целого. Или вообще, человек и тролль
⠀
Пер ищет себя, свой путь, своего бога и старается быть собой, сам не зная, какой он. Грешит и кается. И уже умирая, находит себя у ног Сольвейг (Яна Соболевская), что ждала его всю жизнь
⠀
На сцене всегда присутствует крест и для меня он несёт разные смыслы. То он намекает, что всем хана. То это тот крест, который надо нести. А то - соломинка, спасшая Пера во время кораблекрушения. Ну и в финале крест становится мечом имени Дамокла, висящем на волоске и указывает на бренность бытия
⠀
В 1-м действии я хмурил бровь. Было очень громко, непонятно и походило на набор эстрадных номеров
⠀
Но второе стало апогеем театрального искусства. В основном, благодаря образу Матери в исполнении Евгении Крегжде. Считаю, что эта пьеса для неё и о ней. И Мать - эпицентр всего циклона, творящегося на сцене. Просто блестяще
⠀
Ну и в 3-м я снова заскучал. Начались аллюзии на тему «не сотвори себе кумира» с кадрами Битлз, фашистов и Сталина. Нет, с этим посылом я вполне согласен и умом понимаю, но вот на сердце это как-то не легло. А финал прекрасен
⠀
Актеры шикарно поют. И лапландский эпос, и Рамштайн и вальс Брэйля. Да, песня Сольвейг тоже будет, а вот диких плясок подземного короля - увы, нет
⠀
В целом, это очень бутусовский спектакль. Если вы видели хоть что-то из его работ, то сразу узнаете почерк и режиссёрские ходы. Какие-то из них гениальны, например сцена прощания с матерью
⠀
Но мне не хватило цельности действия. Было дискретно, рвано и неровно. Истерика. А мне ближе, как у Маяковского: «а самое страшное видели - лицо мое, когда я абсолютно спокоен»