Сходил сегодня на фильм "Союз спасения". Все - Пусков, Долин, Диденко и другие - очень ругают его. Говорят, что название странное выбрали, нет главного героя, сюжета, что музыка не органична эпохе, что власть показана жестокой, а декабристы безумными фанатиками, что монтаж рваный, что не соответствует историческим реалиям и пр.
Я понимаю, что фильм - не шедевр, что нет в нем интересных приемов кинематографа, монтажа и глубины. Однако, несмотря на все это, он мне понравился. Я попробовал понять, какие смыслы проглядывают в нем через все его косяки и безвкусицу.
Вот какие у меня мысли.
Форма. В нем нет главного героя, характеров, драматургии . Кино не о характерах, а об идеях в духе Достоевского, но представленных не в диалогах, но а образах и экшене.
Так, например, сцена, где один из участников пытается перевернуть бокал с вином на блюдце, не разлив содержимого, можно рассматривать как ёмкую метафору попытки государственного переворота без пролития крови.
Что ж, это вполне современный взгляд на события из прошлого.
Персонажи и актёры. Ну герой здесь есть, коллективный - союз спасения, как в 28 панфиловцах. Конечно, актёрский состав в лице "Мажора" Павла Прилучного и "Бесов" Максима Матвеева и Антон Шагин придают соответствующую атмосферу, но в то же время и обманывают зрительские ожидания. Пестель выражает властность и целеустремлённость, Рылеев - возвышенность и поэтичность замысла, Трубецкой - твёрдость и мораль и т.р. В результате хоть и сумбурно, но в голове всё же выстраивается образ коллективного и неоднозначного героя восстания.
Музыка. Почему именно Наутилус Помпилиус, "Прогулки по воде". Т.е. сознательно или нет, создатели фильма воспроизвели в нём историю из этой песни.
Видишь там, на горе, возвышается крест.
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвращайся назад,
гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!".
Примечательно, что одним из моментов, когда играет эта мелодия, становится эпизод, когда восставшие солдаты идут по льду замёрзшей Невы. В фильме все элементы песни - и крест, и солдаты, и жертва, и хождение по воде присутствуют, но перемешаны.
Название. Поэтому и название такое "Союз спасения", с отсылкой к Спасителю, к милосердию и снисхождению, "милости к падшим". Это же история коллективного Христа в лице декабристов и коллективного Пилата в лице Николая и прочих солдат. Этот мотив с воскрешением обыгран а конце.
Идея. С Долиным не согласен в том плане, что власть там показана кровожадной или декабристы, нет. Это фильм о пробуждении сознания в людях, о небездумном подчинении приказам, законам, традиции. Сам переход власти по завещанию революционен по тем временам. Герои то и дело вынуждены выбирать между привычным и понятным действием по уставу или по зову сердца, по закону или в своих собственных интересах.
Вот командующий конногвардейским полком не хочет принимать участия в разгорающейся братоубийственной войне. Но вот он видит привезённое тело генерал-губернатора Милорадовича - и вот уже лошади мчатся к Сенатской площади. Но и стоящие там в построении бунтовщики не хотят убивать своих товарищей и стреляют по лошадям, а не по людям. Словно в ответ Николай командует стрелять не по людям, убегающим по Неве, а по люду. Все сражаются, исполняют приказы, но не хотят убивать. Даже Рылеев, Коховский и Трубецкой не убивают Николая I.
Ряд персонажей идёт на обострение конфликта, в то время как другие стараются его смягчить, уменьшить последствия. Поэтому это фильм и о попытках действовать иначе в новой ситуации и избежать крови, о гуманизме в непростых обстоятельствах, с обеих сторон.
Вот таким мне показался этот фильм. Может, мне это только показалось, не знаю. Впрочем, там и не было таких мыслей и авторы ничего подобного не подразумевали, но я извлек из него вот это.
Конечно, это не "Звезда пленительного счастья". Это современный фильм, передающий наше бытие и сознание при помощи современных средств художественного кинематографа.