Найти тему
Александр Голев

5 фильмов о депрессии

Оглавление

Кино о причинах депрессии и способах ее пережить

Депрессия характеризуется различными эмоциональными нарушениями, при которых люди испытывают тоску, тревогу, утрачивают способность переживать удовольствие. Мы попросили психолога Марию Падун рассказать о фильмах, герои которых живут в состоянии депрессии, и прокомментировать, насколько они правдивы с точки зрения науки.

«Часы» (2002)

США, режиссер Стивен Долдри

Фильм рассказывает об одном дне из жизни трех героинь разных эпох. Их судьбы связаны темой явной или замаскированной депрессии. Первая героиня — писательница Вирджиния Вульф (Николь Кидман). Роман Вульф «Миссис Дэллоуэй» является связующей нитью, которая проходит через весь фильм. У Вирджинии Вульф была тяжелая депрессия. Писательница показана в двух периодах ее жизни: основной отрезок, когда она в 1920-х пишет роман «Миссис Дэллоуэй» и находится в тяжелом состоянии, и момент самоубийства. Все героини, и Вирджиния Вульф в первую очередь, объединены темой отчужденности от собственной жизни.

В 1950-х американка Лора Браун (Джулианна Мур) читает «Миссис Дэллоуэй». Лора живет в комфортных условиях с довольным жизнью мужем, обеспечивающим семью, и ждет второго ребенка. При этом очевидно, что жизнь ее не затрагивает, а идеальный быт душит.

Третья героиня — Кларисса (Мерил Стрип), уже в начале 2000-х годов она весь день готовит вечеринку в честь ее бывшего возлюбленного, Ричарда, сына Лоры Браун. Ричард болен СПИДом и находится в тяжелом психическом состоянии. Кларисса, внешне успешная, активная дама, давно живет со своей возлюбленной и дочерью, но в определенных сценах фильма мы понимаем, что ей абсолютно чуждо все, что она делает. Ричард кончает собой на глазах у Клариссы. Его судьба соединяется с судьбой его матери, которая после рождения второго ребенка покинула семью и бросила Ричарда и его младшую сестру. Она не смогла покончить с собой, хотя ей хотелось этого в определенный момент. Лора Браун убежала из семьи за другой жизнью.

Через фильм проходит тема непроживаемой жизни, того, как это страдание транслируется в поколениях. Человек по каким-то причинам вынужден жить не так, как он для себя выбирает, лишая себя жизненной эмоциональной основы. Это состояние отражает основную психологическую сущность депрессии и сопутствующего ей суицида.

«Три цвета: Синий» (1993)

США, режиссер Кшиштоф Кесьлёвский

В фильме раскрыта тема депрессии вследствие утраты. Главная героиня (Жюльет Бинош) вместе со своим мужем, известным композитором, и маленькой дочерью попадает в автомобильную катастрофу, в которой муж и дочь погибают. События развиваются в 1990-е годы, и муж должен был написать яркий музыкальный концерт к объединению Европы. Синий цвет, с одной стороны, — цвет объединенного Евросоюза, цвет свободы. Вместе с тем это цвет, отражающий состояние героини после потери близких.

Когда она выходит из больницы после аварии, она выбирает единственную приемлемую для нее стратегию — тотального уничтожения памяти о том, что произошло, и вообще о прошлом. Она приказывает продать дом, переселяется в чужую новую квартиру. Ее основное требование — чтобы в доме рядом не было детей. Если утрата не переживается, человек застревает в ней: непережитые эмоции остаются внутри в виде эмоционального оцепенения — в этом суть еще одного психологического механизма формирования депрессивного состояния.

Разные люди пытаются пробиться к героине, чтобы разбудить ее: домработница, молодой человек, ставший свидетелем аварии и желающий вернуть ей крестик мужа; друг мужа, который пытается доделать его дело и закончить незавершенное музыкальное произведение. Они пытаются вернуть ее в это переживание, но она продолжает просто функционировать. Во всем, начиная от бытовых вещей и заканчивая сексуальной жизнью, она эмоционально мертва.

Случайно выясняется, что у погибшего мужа в течение длительного времени была возлюбленная, которая на момент окончания фильма ждет от него ребенка. Это событие неожиданно возвращает героиню к жизни. Идеальный образ погибшего мужа стал уязвим. Она встречается с этой девушкой и предлагает ей жить в доме, в котором они жили раньше. Это включает в героине жизнь и соединяет ее с прошлым, которое она так долго отодвигала. Фильм заканчивается на позитивной ноте, когда музыка и воссоединение с памятью о прошлом растапливают холод избегания.

«Меланхолия» (2011)

США, режиссер Ларс фон Триер

Далеко не все фильмы о депрессии вызывают у зрителя реальные депрессивные чувства. «Меланхолия» — один из них. Фильм состоит из пролога и двух частей, настолько непохожих друг на друга (как и сестры, именами которых они названы), что кажется непонятным, как они сошлись в одном фильме.

Первая часть — вполне реалистичный рассказ о первой фазе депрессии. О том, как героиня по имени Жюстин, фактически потерявшая способность проживать жизнь, в которой по инерции пребывает, надевает на себя счастливую маску невесты. В конце концов она не выдерживает и впадает в депрессию. Свадебная церемония в шикарном поместье аристократического вида удачно выбрана авторами для того, чтобы показать участников этой «нежизни»: новоиспеченного мужа, самодовольного босса, гостей, полагающих, что прибыли на настоящий праздник.

Вторая часть напоминает фантастический фильм-катастрофу. На планету Земля неумолимо надвигается другая планета по имени Меланхолия, в конце концов убивающая Землю прямым попаданием. Жюстин не испытывает страха перед катастрофой (катастрофа давно внутри нее), в отличие от ее сестры Клэр, которой есть что терять.

Таким образом, связь между двумя частями фильма — это меланхолия. В начале второй части показана настоящая клиническая депрессия, в которой человек живет только в собственной постели, когда нет чувств, сил, желаний. Две темы — тема апокалипсиса и тема депрессии — сплетены фон Триером воедино, метафорически соединяя физическую смерть и психическую «нежизнь» — депрессию.

«Нация прозака» (2001)

США, режиссер Эрик Сколдберг

«Нация Прозака» — фильм, основанный на биографии автора бестселлера «Нация Прозака: молодые и депрессивные в Америке» Элизабет Вурцель. Прозак (в России этот препарат называется флуоксетин) — широко используемый антидепрессант. «Нация Прозака» — поколение 1980-х, золотая молодежь Америки, несущая бремя собственного интеллекта. Элизабет — талантливая ученица Гарварда, лауреат премии «Роллинг Стоун».

Вместе с тем Элизабет явно имеет черты пограничной личности (borderline): ее отношение к себе и эмоциональное самочувствие сильно зависят от людей, с которыми она общается, и от внешней оценки. Это неудивительно — в фильме ярко показаны значимые люди из детства Элизабет: эмоционально нестабильная, ожидающая от дочери успехов и достижений (как компенсации собственной несостоятельности) мать и рано ушедший из семьи отец. Элизабет стремится к успешности и совершенству, что сильно ограничивает свободу творчества и самовыражения. В результате героиня доходит до полного физического и психического истощения, пытаясь написать «идеальный» текст.

Находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, Элизабет начинает работать с психотерапевтом. По совету врача она принимает прозак, и напряжение спадает, сглаживаются острые углы. В конечном итоге пережитая депрессия обретает смысл: в конце фильма показано, как Элизабет работает над своей первой книгой «Нация Прозака: молодые и депрессивные в Америке».

«Безумная депрессия со Стивеном Фраем» (2006)

США, режиссер Росс Уилсон

Стивен Фрай предстает в этом документальном фильме в несвойственном для него амплуа: с одной стороны, он рассказывает историю своего психического расстройства — биполярной депрессии; с другой — играет роль своего рода журналиста-исследователя, который подробно расспрашивает разных людей об их жизни с биполярным расстройством.

Личная история Стивена Фрая, являющая собой типичный пример жизни человека с биполярным аффективным расстройством (ранее называемым маниакально-депрессивным психозом), показана в фильме достаточно сдержанно, с оттенком легкой печали. Даже о суицидальных мыслях и планах Фрай сообщает как будто между делом, вскользь. Из этого сразу напрашивается вывод, который является, пожалуй, лейтмотивом фильма: переживание биполярного расстройства амбивалентно, и подавляющее большинство людей, встреченных Фраем на пути его исследования, не хотели бы прожить иную жизнь.

Фильм не очень силен и точен с научной точки зрения: в нем явно не хватает научных фактов в отношении причин расстройства и особенностей его лечения, однако, по всей видимости, авторы не ставили перед собой этой цели.