Найти тему
Крымский столяр

Есть ли «душа» у столярных изделий? Вечный спор «прагматиков» и «романтиков»

«Сделано с душой», «вложил душу» – подобные слова часто используют, описывая свою или чужую работу. И вроде бы все понимают, что тут имеется ввиду: что помимо прагматической ценности изделия (стул прочный, покрашен ровно) есть и эмоциональная составляющая (внимание мастера к деталям, о которых заказчик даже не догадывается, отношение к работе, изделию, заказчику, увлечённость мастера своим делом и так далее). Есть люди, которые идут к конкретному мастеру не потому, что у него дешевле или быстрее, а потому, что им будет приятно, когда у них дома появится работа именно этого человека, сделанная именно его руками. Большинство моих постоянных заказчиков именно такие.

Есть и другой подход: всё равно, кем, чем и как сделана работа, лишь бы в соответствии с требованиями заказчика.

Вот, например, один из комментаторов, заявивший себя как "адекватный столяр с 20летним опытом"
Вот, например, один из комментаторов, заявивший себя как "адекватный столяр с 20летним опытом"

Сторонники этих двух подходов есть и среди заказчиков и среди мастеров. Причём именно среди мастеров периодически возникают споры, чей подход правильнее.

«Романтики»

Назовём так условно тех, кто верит в «тепло и энергетику» дерева и предметов ручной работы.

  • Такие мастера зачастую вносят изменения в проект прямо по ходу работы, потому что вдруг понимают (или просто чувствуют), что так будет лучше, красивее, интереснее
  • У них не бывает двух абсолютно одинаковых изделий: даже если заказ на десять табуретов, они хоть немного, но будут отличаться. И это они считают правильным
  • Обычно они работают одни или с одним-двумя помощниками. Большую часть работ предпочитают делать сами
  • Необычный рисунок древесной фактуры, сучки, естественная неравномерность цвета и тому подобное многие «мастера-романтики» считают не дефектами, а уникальной особенностью. Часто у них есть целые стеллажи из «особенных» досок, которые годами ждут своего часа
Эта тумба-табурет стала для заказчика сюрпризом, он указывал лишь примерные размеры, остальное - фантазия мастера Вячеслава Бондаренко
Эта тумба-табурет стала для заказчика сюрпризом, он указывал лишь примерные размеры, остальное - фантазия мастера Вячеслава Бондаренко
  • У таких мастеров не бывает обрезков и отходов: даже когда принимается суровое решение отправить мелкие и явно дефектные кусочки дерева в дрова, рядом с печью всё равно образуется коробочка с тем, что «жалко жечь, очень красивый рисунок»
  • Эти мастера обычно не любят глухую укрывистую покраску изделий эмалями, когда дерево становится неотличимо от пластика. Особенно, если изделие из каких-либо ценных пород
Фасады этой кухни из дуба. Мне было весьма непросто решиться закрасить шикарную природную фактуру. Каждый, кто заходил в то время в мастерскую, спрашивал:« Не жалко?». Жалко
Фасады этой кухни из дуба. Мне было весьма непросто решиться закрасить шикарную природную фактуру. Каждый, кто заходил в то время в мастерскую, спрашивал:« Не жалко?». Жалко
  • Себя они воспринимают скорее как художников, работающих с деревом, нежели как операторов оборудования и изготовителей продукции
  • Мастер-«романтик» никогда не доволен до конца своей работой, всегда где-то копошится мысль, что можно ещё немного улучшить
  • У мастеров-«романтиков» обычно существует некая эмоциональная привязанность к своим изделиям: им не безразлично, где, как и кем будет использоваться их изделие, как оно будет смотреться, как поведёт себя спустя годы. Иногда (если изделие не на заказ) они могут отказать человеку в продаже изделия, потому что человек не подходи к изделию, а не наоборот

Такое отношение к делу формирует вокруг мастера и его работы определённую «атмосферу», которая на интуитивном уровне считывается «когерентным» заказчиком. Когда заказчик-«романтик» видит изделие мастера-«романтика», которое ему почему-то безоговорочно нравится, несмотря на (возможно) какие-то объективные недостатки, это своё отношение он и объясняет тем, что в изделии чувствуется «душа», вложенная мастером.

«Прагматики»

У таких мастеров всё чётко по технологии, чертежам и техзаданию. Заказчик хочет покрасить эбеновое дерево зелёной краской – пожалуйста, но сначала договор, проект и предоплата.

Обычно такие мастера работают на фабриках, на поточном производстве, а начиная работать «на себя» сохраняют этот чёткий фабричный подход.

  • Их изделия максимально стандартизированы и шаблонизированы: если вы заказали партию стульев, а через два года вам нужно ещё парочку – они будут точно такими же
  • Обычно «прагматики» работают в рамках одного-двух направлений: кровати, двери, арки, лестницы, шкафы. Что-то новое требует перенастройки, обдумывания, затрат времени, а это не выгодно. Лучше сделать то, что уже привычно
  • Никаких отклонений от согласованного проекта, даже если можно сделать лучше без дополнительных затрат
  • Сучок, изгиб, контрастная прожилка – дефект, на выбраковку. Обрезки – мусор, учтённый в схеме расходов. Всё, что не соответствует стандарту, выбрасывается без сожаления
  • Изделие – это просто изделие. Если клиент оплатил, может делать что хочет

Такие мастера создают в своей мастерской аналог фабрики и занимаются мелкосерийным производством. Обычно в коллективе 6-7 человек, и если уходит один, то берут нового и это никак не отражается на изделиях.

Когда заказчик-«прагматик» находит мастера-«прагматика», то всем хорошо: согласовали, сделали, оплатили. Никаких лишних эмоций: заказчик принял работу, значит сделано хорошо.

Сложности возникают при сочетании «романтик»-«прагматик»: или заказчик не почувствует «души» в качественном, но неотличимом от заводского, изделии, или увидит несоответствие проекту в «творческом порыве» мастера.

Описанные мной «романтик» и «прагматик», конечно, крайности. В чистом виде такое бывает редко. Чаще в человеке сочетаются черты обоих вариантов, у кого больше, у кого меньше. Я, например, на 3/4 «романтик» и верю, что не только вкладываю в работу над изделием душу, но и что у каждого изделия, сделанного «с душой» есть свой «характер», своя «энергетика». Мне приятно так думать.

А какой подход ближе вам? Поделитесь в комментариях, интересно будет обсудить.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Моя группа ВКонтакте: Столярная мастерская "Дело Мастера"
Инстаграм: @crimean_woodworking