Чем вы обычно занимаетесь 30 декабря?
Самые расторопные бегают по магазинам в поисках подарков, те, кому работать 31-го, готовят ингредиенты для тазика оливье, а везучие уже во всю гуляют по красиво украшенным улицам и площадям.
А вот участникам процесса в Моргаушском народном суде Чувашской республики сегодня было совсем не до того. Состоялось очередное заседание суда над сыном сити-менеджера Чебоксар Олегом Ладыковым, опять оказавшемся в неприятном положении.
Сразу скажу, что фото и видеосъемка на данном заседании была запрещена, так что о том как всё выглядело, расскажу своими словами, а цитаты приведу с диктофонной записи, которая была разрешена:
Подсудимый сидел вместе с адвокатом, а не в клетке.
Как положено, были судья, прокурор, секретарь, охрана и буквально четыре человека на скамьях для слушателей и журналистов, видимо сказалось то, что это 30 декабря. Или ажиотаж пошёл на убыль...
Я в третий раз в жизни оказался на заседании суда, но впервые я был сторонним слушателем.
Происшествие, детали которого сегодня в очередной раз пытался выяснить высокий суд, произошло ранним утром 22 июля 2019 года. Если вы не в курсе деталей я перескажу то, что было озвучено на самом первом заседании месяц назад:
Пострадавшие показали, что ехали на старой "буханке" УАЗ по федеральной трассе М7 со скоростью 60 км/ч, дорога была мокрая после дождя и пустая.
Водитель услышал скрежет и увидел в зеркало, как в его сторону на большой скорости задом несет черный внедорожник. Дальше – уазик переворачивается как минимум трижды и заваливается на правый бок. Во время кульбитов его пассажир вылетает из машины. Водитель повис – зацепился спецовкой и сапогами. Одна нога вывихнута, вторая вообще сложилась в неестественной позе – открытый перелом. Пристегнуты они не были в «буханке» это не предусмотрено.
Пассажир вытащил водителя и позвонил в скорую помощь.
Трое молодых ребят, которые стояли возле второй машины AudiQ7, на крики и обвинения пассажира ответили, что за рулем были не они.
После ДТП водитель УАЗа десять дней провел в больнице скорой помощи, потом лечился в Моргаушской больнице и снова в скорой.
По версии следствия, за рулем AudiQ7 был, не имеющий водительских прав, Олег Ладыков – третьекурсник юрфака, которого недавно судили за драку и применение насилия к полицейскому. Ему предъявлено обвинение по статье «Нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью человека, сопряженное с оставлением места происшествия».
Если прокуратура докажет, что ее версия верна, Олегу Ладыкову светит от 3 до 7 лет колонии. Шансов на "три года" мало с учетом факта судимости и непризнания вины. Но вина еще не доказана.
Пассажиры Ауди, кстати, после аварии рассказали инспектору ГИБДД, что за рулем сидел человек, с которым они познакомились, только накануне вечером, якобы он согласился отвезти их в Нижний Новгород и это был не Ладыков.
При этом сама машина принадлежит полицейскому по фамилии Калашников, который одолжил ее по просьбе Олега Ладыкова, который пришел к нему с молодым человеком, которого представил как папиного шофера. Калашников убедился, что у того есть права (у Ладыкова, как я сказал выше, нет), видел, как этот парень сел за руль, и ушел. Машину в обещанные 10 вечера ему не вернули.
В момент ДТП полицейский был на дежурстве и спал (положено им 4 часа по правилам).
Примерно в 4 утра ему пришло СМС с номера Ладыкова: «Куда поставить машину?» (звук смс не слышал).
Когда Калашников узнал о ДТП и приехал на место, то увидел там трех пассажиров – Раймова, Модина, Турханова. Раймов был трезвый, остальные сказали, что были пьяные и проспали момент аварии...
Загадочных обстоятельств и личностей в деле много, непонятно, кто именно забрал машину у Калашникова (авто им куплено, но на него не оформлено). Сам он путается в показаниях, говоря, что ауди вообще, через 2 дня уже должна была быть продана через авито.
Еще в машине были установлены «крякалка» и стробоскоп – спецсигналы, которые запрещено ставить на гражданские автомобили. Калашников утверждает, что установил их не он, а кто-то из прежних владельцев, и о существовании кнопки их включения он не знал – комплектация у иномарки полная, кнопок много.
Что же происходило сегодня?
Опросили последнего свидетеля, адвокат предъявил доказательства защиты (включая 3 видео), а в конце было ходатайство об изменении меры пресечения.
Заседание с двумя перерывами шло аж 3,5 часа, но я перескажу только суть:
Первое, что меня удивило - Ладыков часто и много говорил сам от своего имени, почти столько же сколько адвокат. Хотя ему проще, студент юрфака же.
Судья зачитала ходатайство потерпевшего Краснова о том, что он не может присутствовать и просит отложить суд.
Прокурор, подсудимый и защитник по просьбе судьи высказались о том, что не против продолжать без него.
Судья объявила, что по закону присутствие потерпевшего, который был уведомлен о времени и месте заседания, не обязательно и продолжили без него
Далее был опрос свидетеля Слукина.
Он начался с вопросов прокурора.
Свидетель рассказал, как ему утром в день ДТП позвонила девушка Ксения, и они вместе поехали в сторону Моргауши забирать Олега Ладыкова, который попросил о помощи. Они встретились с ним у Контура (торговый центр в г. Чебоксары).
Свидетеля долго расспрашивали о знакомстве его с Калашниковым, об их идее оформить продажу Ауди задним числом, до ДТП. Почему и как потом передумали. Свидетель отвечал и на вопросы обвинителя и на вопросы судьи.
Затем последовали вопросы адвоката:
Адвокат(А): Когда вы разговаривали с Олегом, шла речь о том, кто был водителем?
Свидетель(С): Я спросил:"Ну не ты же был водителем? Он махнул рукой: "Ты его не знаешь".
А: Во что был одет Ладыков у контура?
С: В чёрный спортивный костюм с капюшоном
А: Вам известно, чья была идея оформить продажу задним числом?
С: Знаю, что идея нравилась Калашникову, так как у него были проблемы на работе в полиции.
А: Лично выделись с Калашниковым?
С: Увиделись в Моргаушах, обсуждали детали купли-продажи. Потом уже на Контуре виделись, но из-за шума в СМИ отказались от идеи оформления продажи машины задним числом, чтобы не пришлось потом врать на суде.
Так как все остальные свидетели были опрошены на предыдущих заседаниях, после опроса свидетеля Слукина, суд перешёл к доказательства защиты.
Адвокат рассказал как будет строиться защита:
Адвокат: «1. Мы хотели бы снова просмотреть 3 видео записи которые были сняты на телефон внутри Ауди во время поездки.
2. Готова экспертиза с дифференциацией голосов по спорной видеозаписи, где есть разговор лиц, хотели бы приобщить выводы экспертов к делу.
3. Будут приглашены эксперты по автотехнике, которые являются узкими специалистами по срабатывания подушек безопасностей, но они смогут быть только 9 января.
4. Будет предъявлена портретная экспертиза по видеозаписи с камеры наблюдения шинного центра, но у них там очередь и она будет готова позже.
5.Будет опрос самого Олега Ладыкова и больше мы свидетелей привлекать не планируем».
После озвученного адвокатом решили сделать перерыв, во время которого судье принесли ноутбук. Она вместе с адвокатом и прокурором совместно просмотрели 3 видео, одно из которых транслировалось во всех СМИ после совершения ДТП.
Комментарии адвоката при просмотре видео:
« Видео 1. Снято на участке дороги после поста ДПС, от Контура и до поста нет отбойника. Это говорит о том, что видео было снято за 30-40 минут до момента ДТП, а не перед ним. Видно колено водителя. Одет он в серые брюки, рядом сидит Раймов в синих джинсах."
Видео 2
"Запись за районом Овражный. Запись начинается на остановке и заканчивается после проезда Чандрово. Ориентиры (заправка Тока, остановка общественного транспорта). Обратите внимание: Те же серые брюки у водителя здесь видны"
Видео 3
" Снято в пределах города, но виден такой же элемент одежды водителя. Серые (светлые) брюки. Видео снято от конка московского моста до «Элары»".
После просмотра видео, судья обратила внимание, что никто ранее при проведении следствия не обращал внимание на одежду? На всех видео видна и верхняя часть одежды.
Судья: Почему на одежду не обратили внимание?
Адвокат: Нужно обратить, видно что одежда с длинными рукавами, не определённого цвета, но точно же не чёрного.
Далее адвокат ходатайствовал о приобщении к делу экспертизы голосов на видеозаписи сделанной в Ауди. Экспертиза была сделана "Центром Независимой Экспертизы".
Этот момент долго обсуждали, но в итоге решили, что экспертиза при проведении следствия недостаточно глубоко проанализировала голоса на видео.
Результаты независимой экспертизы выявила на записи на 6 слов больше и чётко определила наличие голосов четырёх разных человек. Также, некоторые фразы были произнесены голосом, который определить не удалось, возможно это был пятый человек.
Судья, несмотря на протест обвинения, удовлетворило ходатайство о приобщении результатов данной экспертизы.
Адвокат также обратил внимание судьи, что в материале дела имеются документы, которые ранее не были исследованы, а именно :
Адвокат: "22 июля возбудили уголовное дело о нанесении тяжкого вреда здоровью.
Экспертиза, которая дала заключение о том, что это так, была проведена 25 июля..., то есть 3 дня дело вели без оснований на то. То есть дело возбудили преждевременно.
Еще один момент. Дата внесения данных в базу ДНК подзащитного 22 июля, а изъятие зубных щёток и прочего материала для сравнения ДНК было проведено 24 июля. Странная не стыковка. Ведь у органов уже было ДНК Олега, зачем было изымать такой транспортабельный носитель его ДНК еще раз не совсем понятно.
Также есть описание в деле (на основании видео с камеры), что на пассажирском сидении сидит лицо похожее на Ладыкова. Для определения того факта, Ладыков ли на видео или нет, следователь делал запрос на не заинтересованных в деле лиц.
В итоге описание делал работник УФСИН, которому как оказалось, сделали выговор из-за Ладыкова вынесли в день ДТП, когда тот пришёл отмечаться к нему».
Еще один странный момент, на который указал адвокат.
Помимо основных доказательств, защитой были представлены дипломы и грамоты Олега за участие в спортивных общественных мероприятиях и форумах, получении образования и дополнительного образования, а также благодарности за помощь в организации различных общественных мероприятий. Список их, зачитанный судьёй, получился внушительным.
Судья также приобщил и ещё две положительные характеристики на Ладыкова из ИВС и СИЗО.
Всё это было сделано для того, чтобы подать ходатайство об изменении меры пресечения.
Адвокат привёл свои доводы, но я не буду пытаться передать все хитросплетения и юридические тонкости.
Отмечу лишь некоторые, например, что заключение под стражу не применяется, когда обвиняют в совершении неосторожных действий средней тяжести.
Что обвинение строится только на косвенных уликах, а прямых улик нет.
Настаивал на том, что нельзя смешивать наказание первого и второго дела, но ведь колонию поселение ему не дали именно из-за первого дела. Не исключают взаимно друг друга колония поселение по первому делу и изменение меры пресечения по текущему.
Своё слово сказал и Ладыков, в том числе и о том, что он сам заинтересован в совершении делопроизводства, и чтобы приходить во время на заседания суда. Речи нет о том, что он хочет сбежать.
После того, как все выступили, судья удалилась на 40 минут. Вернувшись однако через 70, она долго зачитывала решение, итог которого- отказ в изменении меры пресечения, несмотря на все представленные доказательства.
Что же было на самом деле, где быль, а где байки еще будет решать суд и каждый для себя сам...
Следующее заседание по делу пройдет уже в Новом Году, мы следим за ходом развития.