6,6K подписчиков

Воццек

2,8K прочитали

Веризм Пуччини, Бизе или Леонкавалло – цветочки по сравнению с веризмом Альбана Берга в опере «Воццек». Это произведение, где главные герои вызывают сочувствие ещё живыми. Так сострадают инвалидам и умалишённым. Так жалеют всякого униженного и оскорблённого. Атмосфера безысходности низших слоёв общества из сочинений Достоевского и Кафки придаёт всему происходящему на сцене остросоциальный оттенок.

Томас Кеннингтон. Нищие дети
Томас Кеннингтон. Нищие дети

Герой оперы бедный солдат австрийской армии Франц Воццек. Всё его существование сводится к мучительному зарабатыванию хоть каких-то денег для своей гражданской жены Мари и их общему сыну. Ради этого он терпит издевательства Капитана, у которого работает денщиком и Доктора, участвуя в сомнительных медицинских экспериментах. Жизнь Воццека похожа на историю забитой лошади из страшного сна Родиона Раскольникова. Он как «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка надрывается иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам …» Постепенно у Воццека развивается паранойя. Последним ударом, сводящим его с ума становится измена Мари с Тамбурмажором.

Мари предстаёт клубком противоречий. С одной стороны сильнейшая религиозность и любовь, переходящая в обожание, к сыну. С другой – абсолютная неудовлетворённость, подпитываемая пониманием невозможности выбраться из нищенства. Колыбельная, которую поёт Мари, полна одновременно материнской нежности к сыну и животного вожделения к Тамбурмажору. Изменив мужу, она чётко осознаёт, что будет убита, и даже «подсказывает» Воццеку во время ссоры: «Лучше ножом меня пырни, чем кулаком грозить».

Веризм Пуччини, Бизе или Леонкавалло – цветочки по сравнению с веризмом Альбана Берга в опере «Воццек». Это произведение, где главные герои вызывают сочувствие ещё живыми.-2

В сцене чтения Библии Мари сравнивает себя с Марией Магдалиной и в душе у неё зарождается смутная надежда на прощение. Но прощать некому. Воццек убивает Мари на прогулке возле пруда. Убивает внезапно и быстро, без драматических эффектов, почти без комментариев оркестра. Но когда Воццек убегает, в оркестре один инструмент за другим начинают играть ноту Си, как символ смерти. Позже Воццек возвращается на место преступления, заходит в воду, чтобы смыть с себя кровь и гибнет, не в силах противостоять судьбе. Над последним криком утопающего «Blut» (кровь) Берг поставил ремарку «захлёбывается». В завершающей сцену оркестровой интерлюдии-реквиеме композитор воплощает «ораторию без слов», «взывая к человечеству через его представителей, зрителей».

Финал оперы глубоко символичен. Сын Воццека и Мари беззаботно скачет верхом на деревянной палочке (лошадка!) вокруг водящих хоровод детей:

Колечко, колечко, веночек из роз …

Он ещё слишком мал, чтобы понять, что колесо бытия сделало очередной поворот. Судьба Воццека ожидает и его сына. На известие о смерти матери он отвечает жутковатым «Хоп, хоп! … Хоп, хоп! … Хоп, хоп!». Медленно угасают два дрожащих аккорда, мимолётным проблеском света надежды вспыхивает соль мажор.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!