Найти тему
Только между нами

Как рождается страх. Жестокий психологический эксперимент "Маленький Альберт"

Когда российский физиолог Иван Павлов провел свои знаменитые эксперименты, демонстрирующие процесс создания условного рефлекса у собак, многие психиатры загорелись идеей проверить возможно ли такая реакция у людей. На сегодняшний момент такие эксперименты сложно себе представить из-за этической стороны вопроса, но в начале 20 века мало кто об этом заботился.

В 1919г Джон Бродес Уотсон и его ассистентка Розали Рейнер ставят эксперимент, с целью доказать, что у человека можно создать и закрепить сложную психологическую эмоцию там, где ее раньше не было. Также эта работа должна была пролить свет на вопрос о том, как формируются страхи.

Джон Бродес Уотсон и его ассистентка Розали Рейнер
Джон Бродес Уотсон и его ассистентка Розали Рейнер

В качестве испытуемого они взяли маленького 11 месячного сироту из приюта, дав ему псевдоним «Альберт Б». По словам Уотсона Альберт был здоровым физически и психически, спокойным, уравновешенным малышом.

В качестве первого этапа Альберту показывали белую крысу, хлопковую пряжу, маску Санта-Клауса, горящую спичку, меховое пальто. Ребенок с интересом смотрел на все эти вещи, тянул руки чтобы потрогать и не проявлял никакого страха.

Кадр из видеозаписи эксперимента
Кадр из видеозаписи эксперимента

Затем Уотсон с ассистенткой приступили к формированию реакции страха. Ребёнка поместили в центре комнаты, рядом с ним положили белую крысу, с которой ему разрешали поиграть. В тот момент, когда Альберт касался крысы, Уотсон бил железным молотком по металлической пластине, находясь в этот момент за спиной ребёнка. Это было сделано для того, чтобы малыш не видел, откуда исходит звуковой сигнал. Альберт пугался резкого неприятного звука и начал ассоциировать его с крысой. После неоднократных повторений Альберт начал избегать контакта с животным, при виде которого он начинал плакать и быстро отползал в сторону. Первый этап эксперимента был завершен закреплением рефлекса страха у ребёнка на крысу.

-3

Следующая фаза эксперимента наступила через 5 дней. Альберту снова в той же комнате сначала демонстрировали нейтральные вещи – книги, кубики, машинки. Мальчик не боялся их и проявлял интерес. Но как только он увидел крысу, то испытал сильный страх. При этом Уотсон больше не бил в железную пластину.

«Когда ребенку показали крысу, он начал кричать. Почти сразу же он повернулся резко налево, поднялся на четвереньки и пополз с такой быстротой, что его едва поймали у края стола»

Интересно то, что у ребенка случился перенос страха не только на крысу, но и на других животных и похожие внешне предметы – Альберт начал сильно бояться кроликов (у них тоже белая шерсть), немного маленьких собак (движущееся живое существо) и хлопковой пряжи.

-4

Дальше Уотсон и Рейнер (по их словам) планировали продемонстрировать и возможность снять вызванные реакции страха, но не смогли, поскольку ребенка забрали из больницы, где проводились исследования.

Дальнейшая судьба маленького Альберта осталась неизвестной, а спустя годы эксперимент и сами ученые подверглись серьёзной критике из-за неэтичности, а также многочисленных ошибок в ходе эксперимента.

-5

Возможно, мальчик вырос психически здоровым, и из-за гибкости детской психики ему удалось избавиться от навязанного страха. Но есть вероятность, что человек всю дальнейшую жизнь будет страдать от фобии белых пушистых зверей и не понимать причину своего испуга.