Сегодня катание на коньках – одна из наиболее популярных зимних забав. Особенно приятно посетить каток с хорошей компанией в новогодние праздники.
У нас в стране коньки, похожие на современные, появились при Петре I: он придумал прикреплять лезвия намертво к подошвам сапог. Правда, после Петра интерес к конькам угас до XIX века, пока мода на всё английское (а в Великобритании любили кататься по льду) вновь не возродила страсть к этой забаве. В середине позапрошлого века популярным местом в Петербурге среди аристократии для катания на коньках был Таврический сад, затем каток стали заливать в саду Аничкова дворца. А первый общественный каток открылся в 1865 году в Юсуповском саду.
Однако не будем забывать, что впервые коньки появились в Голландии, в стране каналов и озёр. Предлагаю читателям в праздничные дни вспомнить об эрмитажном шедевре – картине «Конькобежцы» Яна ван Гойена (1596–1656), одного из наиболее известных голландских живописцев первой половины XYII века.
Особенно интересна разработанная ван Гойеном и ставшая его излюбленной тема речного пейзажа. Это не только изображения устья реки в штиль, при свежем бризе или в непогоду, но и часто с замёрзшей водой. Зимние сцены 1640-х годов строятся как горизонтально развёрнутые панорамы широкой водной поверхности – силуэт одного из голландских городов на заднем плане. Небольшая по размеру картина «Конькобежцы» (1641 год, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; 32×55 см) – тот редкий случай, когда изображённая на горизонте городская панорама не связана с конкретным местом.
Пейзаж изображает скованную льдом реку. Огромному небу, занимающему до четырёх пятых площади картины, отведена в композиции большая роль, ведь оно вечно, а лёд растает с приходом весны. Сплошная мглистая желтоватая дымка расстилается над замёрзшими водами, скрадывая очертания людей и животных. Фигуры скользящих по льду конькобежцев постепенно исчезают в светлеющей дали, где на горизонте выступают здания раскинувшегося на берегу города. Заполняя видимую поверхность реки и уменьшаясь, они служат своеобразными ориентирами, позволяющими взгляду зрителя охватить далёкие просторы. Замечательно передаётся художником атмосфера пасмурного зимнего дня, не только смягчающая цвета и очертания предметов, но и как бы приглушающая звуки, когда шум и весёлые возгласы толпы звучат словно под сурдинку.
Продолжение статьи читайте на сайте нашего электронного журнала!
Вам понравилась статья? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки», чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.