Играть в исторических лентах, не зная истории
Актёры, сыгравшие декабристов в фильме «Союз спасения», Павел Баршак и Ефим Петрунин приняли участие в шоу Первого канала «Кто хочет стать миллионером?» и затруднились с ответом на вопрос о декабристах.
Актёры, сыгравшие декабристов в фильме Союз спасения», Павел Баршак и Ефим Петрунин
Вопрос, заданный ведущим передачи Дмитрием Дибровым, звучал так: «Кто амнистировал всех оставшихся в живых декабристов, сосланных на Кавказ и в Сибирь?» На экране появились четыре варианта ответа: «Николай I», «Александр III», «Александр II», «Николай II».
Актёр Павел Баршак сыграл в фильме «Союз спасения» штабс-капитана Черниговского полка Вениамина Соловьева, который был помилован императором Александром II. Коллега Баршака Ефим Петрунин исполнил роль поручика того же полка. Оба актёра не смогли ответить на вопрос, наугад выбрав правильный ответ.
Пользователи социальных сетей высмеяли историческую осведомлённость артистов.
Режиссёр фильма Андрей Кравчук попытался заступиться за молодых людей, заявив в беседе с журналистами телеграм-канала «Подъём», что актёры изучали манеру поведения персонажей, «недоисследовав» исторический контекст, к тому же, сильно волновались.
Трудно себе предположить, что, не зная исторического контекста, можно правдоподобно сыграть роль персонажа из прошлого.
Продюсером фильма «Союз спасения» выступил Анатолий Максимов, который уже успел «прославиться» неправдоподобным «Викингом».
В российских СМИ фильм о декабристах принято сравнивать с советской киноэпопеей Сергея Бондарчука «Война и мир». Между тем, «Союз спасения» начали снимать в начале 2018 года, два-три года перед этим заняли подготовительные работы и изучение контекста. К съёмкам «Войны и мира» Бондарчук готовился семь лет. Четыре года ушло на съёмки фильма, получившего в 1969 году «Оскар» и мировое признание.
«Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером», — писал литературовед Лев Аннинский о работе Бондарчука.
К сожалению, сравнение и здесь не оказывается в пользу российского фильма «Союз спасения». Артисты не понимают исторического контекста, 40% бюджета снова обеспечивает Фонд Кино, возглавляемый министром культуры Владимиром Мединским, защитившим создание массива откровенно безалаберных картин с точки зрения исторической состоятельности, игры актёров, здравого смысла… Только 12% поддержанных Фондом фильмов окупились в прокате в 2019 году.
Мы не надеемся на возрождение официального российского кино. Пока страна пытается казаться, а не быть, не стоит говорить о таланте и исторической достоверности.