28 августа исполняется 90 лет со дня рождения Юрия Трифонова — лидера советской городской прозы, историка и аналитика революции, которому удавалось не поступаться принципами и откровенно рассказывать о происходившем со страной и народом в XX веке. «Афиша» вспоминает главные произведения писателя.
«Студенты» (1950)
«Утоление жажды» (1963)
«Отблеск костра» (1965)
«Игры в сумерках» (1968)
Отличаясь известным эстетическим консерватизмом и с некоторым предубеждением относясь к раннесоветским экспериментаторам — Бабелю, Олеше, Зощенко, Платонову, — Трифонов и в малом жанре тяготел к относительно конвенциональному письму. Впрочем, и на спринтерской дистанции периодически случались шедевры — например, элегантная новелла «Игры в сумерках», конденсировавшая темы и мотивы его зрелых хитов. Из-за немудреного рассказа об одиннадцатилетних мальчиках-теннисистах, которые выходили на корт только поздним вечером, когда «ни задней линии, ни квадратов уже не было видно», и мучительно переживали любовь к старшекласснице Анчик, выглядывает вполне хемингуэевский айсберг: ничего не проговаривая прямо, автор все же дает понять, что разрушило загородную идиллию его героев. У Трифонова встречались вещи более наглядные («Был летний полдень») и, пожалуй, даже идеологически неблагонадежные («Кепка с большим козырьком»), но, думается, именно «Игры» вошли бы в антологию лучшей короткой прозы второй половины века — как отечественную, где они поместились бы рядом с Аксеновым, Искандером и Шукшиным, так и иностранную — около Чивера, Капоте и Манро.
«Обмен» (1969)
Первую и, вероятно, лучшую из «московских повестей» (в этот цикл помимо «Обмена» входят «Предварительные итоги» и «Долгое прощание») принято считать вторым рождением Трифонова: сделав повседневную жизнь «образованщины», ее сленг и мировоззрение фактом высокой словесности, он обозначил одну из магистральных линий советской литературы 1970–1980-х. Первых критиков смущало разительное несовпадение богатого пластического дара (писатель в интервью признавался, что его всегда вдохновляла «необыкновенная упругость» цветаевской фразы) и мелкотравчатой проблематики: до этого никому не приходило в голову описывать интриги с недвижимостью барочным языком. Непонятой оставалась и историческая подкладка повести: Твардовский рекомендовал убрать обитателей поселка «Красных партизан», но Трифонов уперся — старые большевики Дмитриевы были нужны ему для композиционной рифмы. На фоне их презрения к мирской суете (деда главного героя возмутило, что продавца просили за деньги отложить дефицитный радиоприемник) Лукьяновы, сражающиеся на другой «войне, не знающей перемирия» — в быту, кажутся предателями революционных идеалов. И пусть автор отвергал такое лобовое прочтение повести, моральные акценты в «Обмене» расставлены весьма определенно: между двумя кланами Трифонов выбирал не задумываясь.
«Нетерпение» (1973)
«Другая жизнь» (1975)
«Дом на набережной» (1976)
«Старик» (1978)
Предпоследний законченный роман Трифонова был создан, вероятно, на пике творческих способностей автора: у него еще никогда не получалось сополагать «городской» и «исторический» пласт с таким мастерством. Пожилой большевик Павел Летунов, в бытность юрист среднего звена и член чекистских коллегий, расправлявшихся с врагами Октября, несколько лет кряду ведет архивные разыскания, призванные реабилитировать комкора Мигулина — одного из вождей казачьего Юга, которого погубило собственное недоброжелательное окружение. В семье Летунова, однако, перипетии «могучего времени» мало кого занимают — то ли дело судьба бесхозной сторожки, ставшей объектом притязаний цепкого, всегда добивающегося своего Кандаурова. Трифонов строит роман так, что дискретные воспоминания Летунова постоянно вступают в противоречие с другими версиями прошлого: по многочисленным проговоркам видно, что старик скрывает от читателя и от себя степень личной ответственности за трагедию Мигулина — как выясняется в финале, чуть ли не решающую. Другое болезненное открытие героя — мещанское хищничество современников восходит к «недочувствию» и паранойе, возведенным в поведенческую норму в годы Гражданской войны. Довести неуютную мысль до конца Трифонов как будто не решался: следующим шагом на этом пути была бы уже вовсе крамольная дискредитация революционного радикализма, то есть измена родителям — а, как замечал по тому же поводу Денис Драгунский, «Павлики Морозовы не пишут хороших книг».