Первая часть тут
Традиционно 31 декабря, накрывая праздничный стол или собираясь в гости, мы будем смотреть всем знакомый, без преувеличения скажем – наизусть, самый-новогодний-фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма), написанной в 1969 году. Спектакль по этой пьесе успешно шел в нескольких театрах до выхода фильма.
Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита.
В первой части статьи рассказывалось, какие актеры пробовались на главные роли. Напомню, что роль Жени очень хотел сыграть Андрей Миронов. Рязанов понимал, что это совсем не его роль. Но все-таки пробы ему устроил. Но игра Миронова совсем не убедила режиссера. Ну не похож он был на мужчину,который до 36 лет не женился, не пользовался популярностью в женщин.
На пробах Миронов был в паре с Людмилой Гурченко, которая пробовалась на роль Нади. Эти актеры уже снимались вместе в музыкальной комедии "Соломенная шляпка". И когда они приступили к пробной сцене, то стал получался просто какой-то водевиль! Совсем не то, что хотелось бы режиссеру.
Гурченко была расстроена,что ей отказали в роли, и никогда не афишировала свои пробы в этом кино.
Кстати, отрывок из фильма "Соломенная шляпка" Рязанов включил в "Иронию судьбы". Может быть, таким образом он извинялся перед актерами, которым не взял на главные роли?
Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили.
Более того, Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.
Рязанову для замены нужен был исполнитель не только равного таланта, но и похожей фактуры. И тогда он обратился к Юрию Яковлеву.
С Галей, несостоявшейся невестой главного героя, тоже было непросто. На ее роль пробовалось несколько актрис, в частности, Наталья Гвоздикова.
Но в итоге Рязанов остановил свой выбор на Ольге Науменко.
«Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.
Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.
Эта история уже стала хрестоматийной, – рассказывает
Александр Ширвиндт. – «Банные» сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма», а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель.
Так что в кадре мы пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли именно в первую ночь!
После того как фильм был снят, появились слухи о том, что фильм запретят за пропаганду пьянства. Но в итоге картина всё же вышла на экраны, потому что...
Брежнев был поклонником картины "Ирония судьбы, или С лёгким паром!". Именно благодаря генсеку фильм и вышел на экраны 1 января 1976 года.
Известно, что Леониду Ильичу было жалко Галю, которая вынуждена была встречать Новый год в одиночестве.
Невероятный успех картины на телевидении вынудил представителей Госкино создать прокатную версию "Иронии судьбы". Из неё были вырезаны вступительный сатирический мультфильм, титр с ошибкой ( "искючительно в новогоднюю ночь" ) и многие важные эпизоды.
Зато была показана сцена, в которой Галя входит в пустую квартиру. В телеверсии этого эпизода нет.