Первым и очень удачным фильмом в подобном жанре был фильм Э. Кеосаяна " Неуловимые мстители". Он имел не только кассовый успех ( что немаловажно), но и отлично " рекламировал" советскую власть. Смышленые, позитивные ( как теперь бы назвали) герои ловко * побеждают* местные деклассированные элементы.
Отсутствие смерти, крови, жестокости ( все это если и присутствует, то в некоем опереточном варианте), легкость, динамичность и главное - нестандартное решение нестандартной ситуации - вот сценарий, который приведет фильм к успеху.
И такой сценарий был написан. Автор - Андрон Кончаловский.
Первоначально сценарий имел простое и в то же время емкое название - "Басмачи". Краткое содержание: Где то в песках Средней Азии орудуют басмачи. Для их ликвидации выдвигается отряд милиционеров.
Но то ли басмачи хитрые да умные, то ли милиционеры не достаточно политически подкованы - да только милиционеры одурманенные пропагандой переходят в отряд басмачей. Только красный командир не сдается. Рискуя жизнью, он проникает в отряд, возвращает блудных милиционеров на путь истинный и расправляется с басмачами.
Такой сценарий не понравился руководству киностудии. Ну что это за неуверенные в советской власти милиционеры?!!!! Где идейная стойкость ? Верность идеалам революции? Велено; сценарий полностью переписать. В помощь молодому режиссеру были выделены опытные сценариста. В. Ежов , Р. Ибрагимбеков и ..... Марк Захаров.
Да,да! Не удивляйтесь! В те годы М. Захаров был известен и как литератор.Именно его перу принадлежат *нетленные* послания к " Разлюбезной Катерине Матвеевне".
Не все гладко было и с сюжетом. «У нашего народа совершенно иной менталитет, и нравы американского Дикого Запада будут выглядеть на нашей почве просто смешно» В. Ежов.
Сценаристы реально не понимали, как совместить менталитет, и нравы американского Дикого Запада Средней Азии и наш народ.)))))). К тому же не хватало фактического материала. Никто из авторов никогда не был в пустыне, тем более во времена басмачей. Пришлось искать реальных свидетелей тех лет. И один такой нашелся. Он мало что вспомнил, но один его рассказ о женах местного хана, которые были брошены в пустыне на произвол судьбы как нельзя лучше подходил для сценария. Они женщины. Их почетно спасать. Это вам не милиционеры.
Но как только * отцы* киношедевра нашлись - потерялась * мамка* - режиссер. А. Кончаловскому предложили более интересный проект " Дворянское гнездо" к юбилею Тургенева .... Проблемы Средней Азии его больше не интересовали.
Режиссера найти оказалось не легко. Уж больно простеньким был сюжет. Мало шансов заинтересовать советского зрителя.
Сначала выбор пал на Витаутаса Жалакявичюса, снявшего «Никто не хотел умирать», но он отказался под предлогом занятости на Литовской киностудии. Отказался от * Гарема* и Ю. Чулюкин. После * Девчат* он проснулся знаменитым и мог выбирать . Были и совсем уж фантастические варианты .… Андрей Тарковский! В то время его «Андрея Рублева» положили на полку, он сидел без работы, но на историю про басмачей не согласился даже «на безрыбье».
Так постепенно очередь дошла и до * опального* В. Мотыля. Это сейчас " Женя, Женечка и * катюша*" - шедевр советского кино. Первая комедия о войне. А тогда .... в 1969 .... Критика, критика, критика. Запрет на профессию. А это значит ничего другого снимать не дадут ... И... Мотыль отказался! Ну не тронул его анекдот про красноармейца с чужим гаремом!
Но жилье у режиссера было съемное, скитался по углам, жил у будущего Саида - С. Мишулина. В завершении всего в Москву перебралась мама-пенсионерка .... Мотыль дал согласие.
Первым ожившим персонажем оказалась Катерина Матвеевна, а не красноармеец Сухов. Именно любимая женщина в далекой Самаре сделала их * картонного героя* реального мужика. К женскому полу он не равнодушен, но любит он только свою Катерину Матвеевну.
А за Катериной Матвеевной нарисовался и гарем. По сценарию их 11, но денег хватило лишь на 9. Зато каждая со своим характером.
Вот он наш " совершенно иной менталитет" Да. Смешно. Но трогательно. Романтично.
И все таки недостатки нашлись. Их было целых 27! Самые комичные из них:
Пьянство Верещагина сократить. Не может советский таможенник быть таким пьяным!
Надпись на книге * Карл Маркс* убрать. Святое- не трожь! Убрать не убрали, а закрыли цветком.
Ну и юбку Катерине Матвеевне негоже так задирать ... Скромнее надо быть. Скромнее.
И в завершении..
«Засим разрешите откланяться. Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Фёдор Иванович».