Уже завтра, со всех экранов телевизоров, с Новым Годом нас поздравит наш президент. Эта традиция, новогодних поздравлений от правительства страны, зародилась в те самые суровые военные годы. Первым из членов правительства, Новогоднюю поздравительную речь, произнес Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин. Его поздравительная речь транслировалась по радио и была напечатана в газетах. Он поздравлял всех жителей страны. «Наша страна, преисполненная непоколебимой веры в победу, вступает в 1942 год».
Этой поздравительной речью правительство хотело поднять боевой дух и настрой как бойцов Красной Армии, так и тех, кто работал в тылу. И для этого на службу был "призван" и Новый Год и сам Дед Мороз.
Это призыв нашел свое отражение в таком массовом виде пропаганды как агитплакат. Не зря ведь советский агитплакат считается своего рода искусством.
Дед Мороз "заступил" на службу в 1941 г, и закончил ее как и все в 1945 г.
Традиция празднования Нового Года была возрождена только в 1937. С началом Великой Отечественной войны, помимо патриотической составляющей, празднику была придана и антифашисткая направленность. Дед Мороз стал не просто добрым волшебником, он стал партизаном и бойцом. И если сейчас на детских утрениках звучат стихи о зиме, доброте, сказке и так далее, то в те годы стихи от Деда Мороза были более жесткими:
Наступят крещенские сроки,
Постойте, поганые псы!
Уж я вам повыбелю щеки,
Уж я отморожу носы,
Уж мы тут покажем злодеям,
Как варят супы из ворон,
Такие затеи затеем,
Что дух из них вышибем вон!
Были и загадки. «Каждый сугроб — Гитлеру гроб, фриц замерзает — когда это бывает?» или «Солнце, жара, от пуль немчура в бою издыхает — когда это бывает?».
А декабре 1941 года, после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, появились новогодние открытки. Выпуском этой Новогодней серии решили известить советский народ о победе Красной армии. Тираж открыток составлял 100 до 750 тысяч. Открытки вышли даже в блокадном Ленинграде.
Ну и самой собой встреча Нового Года. Какой же Новый год без праздника. И особое внимание здесь уделялось блокадному Ленинграду.
Я уверен, что многим знакомо это фото...
В промёрзших школах и домах культуры собирали измученных голодом детей. Из за холода новогодние костюмы, были одеты поверх пальто и шапок. Для детей доставали все самое вкусное. Иногда удавалось набрать продуктов на полноценный обед из трёх блюд, а иногда весь новогодний обед был всего лишь бутербродом с колбасой. Но в условиях блокадного города и этот бутерброд был Новогодним Чудом.
Я помню, как относительно недавно, в начале 2000-х годов, эти фотографии были развешаны в питерских автобусах. И видел какое впечатление они производили на людей. И хотелось бы чтоб это традиция была возобновлена. Негоже нам, способным в 2020 г, купить хоть воз мандаринов, забыть о подвиге шофера Максима Твердохлеба, сумевшему провести в осажденный город, по сути горсть этих самых мандаринов, и тем самым вернуть детям блокадного Ленинграда веру в настоящее зимнее Новогоднее чудо!