Отечество
В этом же контексте можно взглянуть и на вторую ценность ВОЛа – Отечество. Идеология ИГИЛ предлагает всемирный халифат, а ВОЛ – опору на свое Отечество, свою Родину. Зачем тебе всемирный халифат, если Россия, если твое Отечество и есть весь земной шар в миниатюре, «душа мира», по выражению Бердяева? И в этом роскошном «букете» различных вер и народов всегда найдется место «цветку» и твоей религии, и твоей национальности, и твоей культуры.
Если под ценностью Веры хорошо и свободно чувствует себя любая традиционная религия (в том числе и атеизм, как вера в то, что Бога нет, а также вера в себя, в добро, в справедливость и т.п.), то ценность Отечества и есть вместилище, лоно процветания этого «букета», почва для прорастания и развития любой культурной, национальной и религиозной индивидуальности.
Всемирный халифат предлагает с корнем вырывать цветки других вер и топтать национальные отличия, Российское Отечество напротив - беречь и хранить все религиозное и национальное мнообразие, обогащаться и цвести этим многообразием и любоваться им эстетически – как любуются роскошным, составленным из многих цветов, букетом.
Ну что – способна идеология ВОЛа противостоять идеологии ИГИЛ в плане опоры на свое Отечество? Хочется верить, что - да, но опять-таки ничего не произойдет автоматически. Предстоит длительная и упорная борьба за души наших учеников.
Хотя в лоне школьного образования на фоне подспудной борьбы против Веры уже давно процветает так называемое «патриотическое воспитание» - успехи его, надо честно признать, сомнительны. Проводим многие «патриотические мероприятия», классные часы, разного рода «вахты памяти», циклы посвященные «малой Родине», скоро будем отмечать 75-летие Великой Победы….
Но все это сводит на нет один поразительный факт. Я еще не встречал выпускника, который бы тайно или явно не мечтал уехать за границу и работать там, если бы ему хватило на это мозгов, и представилась такая возможность!.. И чего стоит тогда все наше «патриотическое воспитание»!?..
Так что в плане воспитания ценности Отечества тоже многое нужно перестраивать. Думается, мы больше воспитываем так называемый «футбольный патриотизм», который сводится к оранию и болению «за своих» на стадионах и перед экранами телевизоров.
В таком, с позволения сказать, патриотизме нет главного – готовности беззаветно служить своему Отечеству, отдавать на его благо все силы, а при необходимости и сложить голову за него. Такую степень принятия ценности своего Отечества уместно было бы назвать «родинением» - глубочайшим чувством единства со своей Родиной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Педагогика служения и предлагает воспитывать ценность Отечества именно в контексте служения ему. Служи ему сейчас, пока учишься, своей учебой, своим общественным трудом на благо родной школы, города (села) и готовься служить ему своей будущей профессией. И не забывай о служении своим ближним – семье, одноклассникам…. Впрочем, о служении ближним говорит третья ценность ВОЛа и третье чаянное качество воспитываемых нами подопечных.
Любовь
Знаете, почему идеология ИГИЛ обречена, как обречена была с самого начала идеология фашиствующего третьего рейха или даже коммунистическая идея?
В них изначально не заложена любовь ко всем людям как таковая; сострадание ко всем «заблуждающимся» и «инакомыслящим», желание - не уничтожить их, а помочь им выйти к свету, добру и истине. Тем то и отличаются подлинные религии, ставшие мировыми, что во всех них изначально заложено сострадание ко всем страждущим на земле существам.
А в идеологии ИГИЛ (как и во всех других тоталитарных идеологиях) мы видим только глубокую звериную ненависть ко всем «неверным», и их перерезанные глотки и отрезанные головы свидетельствуют не о любви, а о садистском желании стереть с лица земли всех инакомыслящих по известному сталинскому принципу: «Нет человека – нет проблемы».
Переводя разговор в педагогический аспект, следует сказать, что Любовь – это самое трудновоспитуемое качество. Человека легче и к Вере привести, и воспитать в нем идею служения своему Отечеству, а вот помочь проявиться в нем подлинной Любви – очень и очень не просто. Но трудность задачи не должна нас пугать. Самое ценное всегда достигается только неимоверным самоотверженным трудом.
Алгоритм воспитания Любви тоже подсказан самой жизнью. Начинается такое воспитание с осознания естественной «природной» любви к своим ближним – родителям, братьям, сестрам… «Возлюби ближнего как самого себя» - гласит заповедь Христа, и она естественно выводит каждого нашего воспитанника за рамки эгоистической самозамкнутости.
А дальше – бесконечное поле «расширения любви». Сначала на своих друзей, одноклассников, родную природу, своих земляков…. И вплоть до любви ко всем окружающим тебя людям – в том числе и твоим «врагам», как некоей вершине Любви, обозначенной еще одной заповедью Христа: «Любите врагов ваших».
И даже если ты сражаешься с врагами своего Отечества на поле брани, ты не теряешь нить человеческого сострадания к ним. Что подтверждают реальные факты российской военной истории. Взять хотя бы знаменитого флотоводца, прославленного недавно в лике святых – Феодора Ушакова. Когда ему силами русских солдат приходилось спасать пленных врагов-французов от разъяренных союзников-турок, жаждавших отрезать им головы и получить за каждую голову соответствующее вознаграждение.
Только надо помнить, что путь восхождения по тропе Любви всегда был и будет неимоверно тернист и сложен, и далеко не у каждого хватит сил идти по этой тропе. Потому хотя бы, что Любовь в нашем мире лишь гостья, и ее обладатели всегда будут чувствовать себя в окружающем мире очень неуютно.
Подлинную Любовь всегда преследовали и будут преследовать, как преследовали и, в конце концов, распяли ВОПЛОЩЕННУЮ ЛЮБОВЬ – Иисуса Христа. Он Сам и предупредил об этом:
«Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас…» Ин. 15.20.
Об этом честно надо предупредить наших воспитанников. Это большая и вредная иллюзия, что если ты будешь всех любить, то и тебя в ответ тоже будут любить все окружающие тебя люди. Это было бы так, если бы мы жили не в мире людей, а в мире светлых ангелов; к сожалению, в окружающем мире, наполненном злом, такого не будет никогда.
Зло будет сражаться с добром до конца. Но сохранить свою Любовь в условиях окружающих тебя преследований и ненависти – это и будет проверкой твоей Любви на несомненную подлинность.
Что ж, коллеги, вернемся к тому, с чего начали. После всего сказанного вам по-прежнему хочется бороться за повышение «качества образования» или все-таки будем вместе работать над качествами человека?
Если первое, то, боюсь, не произойдет ли с нами того, что произошло во многих странах от Украины до Сирии? Мы будем вдалбливать в мозги учеников очередные знания, повышающие их «качество образования», а за окном в это время будут слышны автоматные очереди и грохот от разрывов бомб или взрывающих себя смертников.
Как важно все-таки сделать правильный выбор! И сделать его вовремя.
начало статьи - здесь