Приказание «Не чувствуй!» («Терпи!») ребёнок (а впоследствии - «пень бесчувственный», «синий чулок» и т.п.) усваивает, если родители его частенько одёргивают, «поправляют» в моменты проявления эмоций:
-«Не реви!» («Солдаты не плачут!»)
-«Не бойся!» («Это не страшно!»)
-«Как можно злиться на маму!»
или имеют привычку регулировать его «ощущения»:
-«Не сахарный, не растаешь!»
-«Мне тоже холодно, но я же терплю!»
-«Ешь всё, что тебе дают, и чтоб тарелка была пустая!»…
Речь идёт о любой маркировке эмоций и чувств ребёнка как «неправильных» и противопоставление их неким «правильным» (а фактически, их отсутствию). Запрет может налагаться на все чувства вообще или на какое-то конкретное (например, агрессию или радость).
Ребёнка тем самым приучают не доверять сигналам своего тела, игнорировать или отрицать их. «Чтобы получить мою любовь одобрение, не чувствуй!» - «слышит» он от Родителя. И принимает Решение - эмоции сдерживать, чувства не осознавать.
Так разрывается контакт с телом.
К чему это приводит?
- к сложностям в проявлении чувств (стыдливость, зажатость, эмоциональная холодность, фригидность) или наоборот – к несоразмерным вспышкам раздражения и агрессии;
-к нарушениям пищевого поведения;
-к психосоматическим заболеваниям: часто это горло («наступить себе на горло»), опорно-двигательный аппарат (сдержанное движение), репродуктивная сфера;
-к трудностям в налаживании близких отношений и контактов с окружающими вообще
- и даже к повышенному травматизму (за счёт ослабленного чувства безопасности).
Как быть?
Взрослым с такой проблемой:
-налаживать физический контакт с телом, проявлять любовь к нему (массаж, танцы, йога, фитнес, СПА-процедуры);
-активизировать органы чувств и отвечающие за их работу зоны головного мозга (новые зрелища, новые блюда, новые ощущения: задача вернуть, обогатить вкус жизни);
- помогает экспресс-упражнение трижды в день (в любом месте):
1) отмечать – ЧТО я вижу, слышу, ощущаю в этот момент и
2) оценивать от -10 до +10 по шкале «нравится-не нравится».
С ребёнком:
- обязательно называть его эмоции и чувства («ты злишься?», «тебе обидно?», «ты боишься?») – так он учится понимать и не пугаться того, что с ним происходит;
- объяснять, что такие чувства возникают у всех, и у родителей тоже;
- предложить альтернативные пути проявления (агрессию – выместить на подушке (бумаге), страх представить (нарисовать) и пожалеть (подарить подарок) и т.п.);
-узнать, сколько у негативной эмоции килограмм, метров, друзей и.т.п. (переключая тем самым активность с эмоционального полушария головного мозга на логическое)…
Утешать правильно, не обесценивая, а сопереживая:
-вместо «не плачь!» - «поплачь; я понимаю, как тебе плохо»,
- вместо «уже не больно!» - «сильно болит? давай подую (помажу…)»,
-вместо «разлюбил – найдёшь другого» - «представляю, как тебе плохо; чем я могу тебе помочь?»…
Как тонко подметила американская писательница, мама троих детей Эрма Бомбек: «Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает…».
Мы все живём с наследием родительских приказаний, запретов, разрешений. Наши родители жили с наследием своих, наши дети будут жить с наследием наших. Это не хорошо и не плохо. Это данность. Кому-то так жить комфортно, кому-то - нет. Ничего при этом не менять и продолжать винить в своих проблемах родителей – значит, всё ещё оставаться Ребёнком. Для Взрослых же – информация к размышлению и сила желания в помощь!