Найти тему
Аналитик

Как научить ребёнка учить стихи.

Оглавление

Эта статья, прежде всего, для родителей, чьи дети ещё не умеют читать или читают плохо. Но и для более взрослых это подойдёт с небольшими сокращениями и упрощениями.

Ребёнку иногда нужно учить стихи. В этом случае, обычно, родителям приходится от начала до конца разучивать стих с ребенком. Как это делать лучше, если ребёнок не совсем хорошо читает?

К старшим обратиться всё равно придётся. Сначала нужно замотивировать ребёнка. Пояснить для чего учат стихи вообще и это стихотворение конкретно. Далее взрослый читает стихотворение полностью.

-2

Потом нужно проверить насколько ребёнок понимает смысл стихотворения, какие образы и ассоциации вызывает всё стихотворение и отдельные его части. Проверяет, правильно ли ребёнок понимает отдельные слова и фразы. Если для взрослого и детей старшего возраста многое очевидно, то для маленького ребёнка некоторые слова пустой звук или непонимание.

Разберём это на примере.

Алексей Плещеев

« Осень наступила, высохли цветы»

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Совсем не очевидно, что ребёнок понимает, что такое и чем отличаются «луг и поле». Возможно, для него это формальные слова. Тем более может быть непонимание фраз «глядят кусты, зашумели воды, быстрого ручья, теплые края, ветер воет, туча небо кроет…». В беседе с ребёнком нужно добиться, чтоб за всеми словами и терминами у ребёнка стояли конкретные, понятные ему образы. Хотя в стихотворении много слов с уменьшительными суффиксами – признак того, что стихотворение явно из детской хрестоматии: птички, дождик, травка.

Далее взрослый разделяет стихотворение на части – по одной две фразы, имеющие законченный смысл. И начинаем разучивать стих частями.

Ребёнку дают листочек на котором крупным текстом, с большими пропусками напечатан (написан) текст фрагмента. Ребёнок слушает первый фрагмент. Затем ребёнку предлагают представить какие образы возникают при прочтении этого фрагмента и нарисовать их на листке, желательно небольшими схематическими, но понятными для ребёнка значками рядом с каждой строчкой стиха. Первоначально взрослый помогает рисовать ребёнку.

-3

Далее ребёнок может это делать самостоятельно.

Ребёнок берет листок с рисунками и идёт учить эту часть стихотворения. Взрослый может заняться своими делами. Нужно дать ребёнку самостоятельно поработать, помыслить над этим, над ситуацией, озадачиться, проблематизироваться или пройти этот этап легко. Он должен (и на это его нужно нацелить) рассказывать эту часть с разной скоростью и разной громкостью - себе, своему брату, всем кого встретит…

-4

Периодически он будет рассказывать стихотворение бабушке, чтоб она проверила запомнил ли он и произносит ли правильно.

Если ребёнок запомнил первую часть, то можно учить вторую часть.

Взрослый читает вторую часть, ребёнок делает рисунки ей соответствующие на втором листе.

Ребёнок идёт учить вторую часть - будет читать её домашним животным, игрушкам, деревьям в саду…

-5

Когда он выучит вторую часть, то начинаем соединять первую и вторую.

Когда ребёнок достаточно выучил две части - добавляем третью. Действуем также как и с предыдущими двумя. Добиваться полного совершенства пока нет необходимости. Достаточно, чтоб ребёнок не забывал строку и слова, мог их вспомнить. Пусть даже с паузами.

-6

Когда наберётся несколько частей, то можно отрабатывать более крупные фрагменты, отрабатывая части в которых ребёнок чаще ошибается или затрудняется. Например, если для него трудна 3-я часть, то сначала отрабатывают 2-ю с 3-й частью. Потом 3-ю и 4-ю, потом 2-ю 3-ю и 4-ю… Далее можно ещё дополнять и укрупнять. Пока не будет выучено стихотворение.

В заключении важно закрепление и отработка выражения, достижение громкости, плавности и красоты исполнения.

Важно, прочитать ребёнку стихотворение утром после сна или чтоб ребёнок прочитал его сам и вечером перед сном.

В конце изучения хорошо бы читать стихотворение перед зеркалом.

Это нужно, чтобы добиться чтения с выражением, чтоб следить за выражением лица, осанкой и движениями. Можно читать стихотворение во дворе или в саду – чтобы читать громко и уверенно. При этом нужно объявлять название и автора стихотворения.

Ну и в заключении - разучивание стихотворения с помощью современных электронных средств.

Если в семье есть электронные средства – смартфон, компьютер с веб камерой… есть подключение к интернету, то схема изучения принципиально не изменяется, но дополняется и часть действий, которые приходилось выполнять взрослому, выполняется с помощью электронных средств.

Прочтение всего стихотворения совмещается с видео фиксацией. Снимаем как взрослый читает стихотворение и идёт съёмка.

Далее ребёнок может использовать эту запись как эталонную, слушать её полностью или частями.

Кроме того, можно скачать из интернета ролики с исполнением этого стихотворения другими детьми или профессиональными артистами. Вероятно, есть песни на слова этого стихотворения. Прослушивание таких роликов ещё более упрощает разучивание.

Этап пояснения смысла всего стихотворения и его фрагментов для маленького ребёнка электроника пока не в состоянии сделать. Тут нужен личный контакт ребёнка и взрослого.

А вот создание конспекта стихотворения на листе можно компьютеризировать.

Распечатать текст стихотворения, разбив его на фрагменты, так чтоб между ними было место, где ребёнок может нарисовать символические образы, для облегчения запоминания. В этом варианте развивается творчество ребёнка.

Вариант. Распечатать текст стихотворения, разбив его на фрагменты, так чтоб между ними было место. И на это место из интернета вставить картинки соответствующие нужным образам. Но какие картинки больше соответствуют образам ребёнка нужно согласовывать с ребёнком. Т.е. компьютерное создание конспекта стихотворения должно производиться взрослым и ребёнком совместно. В этом варианте ребёнок осваивает компьютерные технологии.

-7

В финальной части разучивания ребёнок читает стихотворение перед камерой.

Затем просматривает и анализирует запись сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно.

Успехов вам!

Подписывайтесь на мой канал.

Задавайте вопросы. Буду рад и постараюсь ответить.

Мой адрес электронной почты для личных вопросов, предложений и идей - costya.belous@yandex.ru