Северо-западный институт управления – филиал РАНХиГС, доцент кафедры таможенного администрирования, ЗАО «ЭксКонт», к.э.н. Терешенкова А.Ю.
В 2018 г. произошло много изменений в части регулирования таможенных платежей: с 01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС), проект которого был одобрен главами правительств 12.08.2016 г., а с 04.09.2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ЗоТР). В части платежей, ТК ЕАЭС дополнен некоторыми новыми главами и статьями, которых не было в предыдущем ТК ТС, содержит много отсылочных норм на национальное законодательство и внутренних ссылок. В частности, разделено применение таможенных пошлин и «защитных пошлин» (антидемпинговых, специальных, компенсационных). Порядок применения защитных пошлин вынесен в отдельную 12 Главу. Ранее, защитные меры регулировались отдельным Соглашением от 25.01.2008г. о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, которое вошло в ТК ЕАЭС как Глава 12. [1]
В Главе 7 ТК ЕАЭС «Исчисление таможенных пошлин» появилась новая статья 55 - «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов». Изменения коснулись Главы 37 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования», глава расширена, в структуру вошли новые статьи 266-271, регулирующие возникновение, исполнение, прекращение, обеспечение обязанности по уплате таможенные платежей, а также стоимость товаров для личного пользования. [2]
Среди видов платежей, в п. 2 статьи 46 ТК ЕАЭС поименованы таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, в отношении ввозимых товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза; подробнее прядок их уплаты описан в Главе 37 ТК ЕАЭС. Норма о видах ставок таможенных пошлин исключена из ТК ЕАЭС, т.к. это дублирует статью 42 Договор о Евразийском экономическом союзе (Договора ЕАЭС 2014)[1]. Отметим, что ряд статей Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ останутся действующими и утратят силу позже в соответствии п.2-5 статьи 397 ЗоТР 289-ФЗ. В частности, это статьи, регламентирующие порядок получения статуса УЭО (п.8 ст.86, ст.88-95) – они остаются действующими до 01.01.2020 г.; статьи о порядке уплаты и возврата авансовых платежей, таможенных сборов и обеспечения уплаты таможенных платежей (п.1-8 ст.116, ст.117. ч.4-5 ст.120, ст.121,122. Ч.2-3 ст.128, ч.1 ст.129, ст.147-149). Эти статьи утратят силу только после вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения 5 и 8 к Договору о ЕАЭС 2014 г. Также, только с 01.01.2019 г. у плательщиков таможенных платежей появится возможность более широкого электронного взаимодействия с ФТС России: подача заявлений на возврат платежей в электронной форме и консультирование через электронную форму (с 01.01.2020 г.).
1. Таможенные сборы. В статье 46 «Таможенные платежи» ТК ЕАЭС перечислены виды таможенных платежей, где в п. 5 стоят и таможенные сборы. ТК ЕАЭС не регулирует вопросы применения таможенных сборов, это полностью отнесено в национальные компетенции. Хотя в ст. 310 ТК ТС была норма об освобождении от всех таможенных платежей, включая сборы при помещении товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Компетенция национального законодательства дополнена возможностью устанавливать объекты обложения таможенными сборами; базу для исчисления таможенных сборов; обстоятельства возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов (наряду с видами, ставками, плательщиками, сроками уплаты, порядка исчисления, уплаты, взыскания и возврата, освобождений). [2] В новом ЗоТР N 289-ФЗ в статье 37 установлено, как и ранее, 3 вида сборов: 1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные операции); 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) таможенные сборы за хранение. Частью 1 ст.43 ЗоТР введены новые сроки уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций - до выпуска товаров. Также изменения есть в списке освобождения от сборов, в статье 131 З11-ФЗ список содержал - 25 пунктов; сейчас список содержит 26 пунктов (статья 47 289-ФЗ), где введено 2 новые позиции: «п.25) товары, предназначенные для проведения с ними или с их использованием испытаний, проверок, экспериментов и (или) показа свойств и характеристик, ввозимых в РФ в процедуре временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов или вывозимых из РФ в соответствии с процедурой временного вывоза; п. 26) товары, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, за исключением товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами». Новые ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение в РФ введены с 21.09.2018 постановлением Правительства РФ от 11.09.2018 N 1082.
2. Авансовые платежи. В ТК ЕАЭС установлена возможность регулировать национальным законодательством использование авансовых платежей в счет уплаты платежей в отношении товаров для личного пользования; в счёт обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в счёт уплаты иных платежей (не таможенных), но администрируемых таможенными органами. В статье 28 ЗоТР также заложена основа уплаты таможенных платежей одним платежным документом, но эта норма будет применяться со дня вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения N 5 и 8 к Договору о ЕАЭС.
Исключена обязательность представления отчета о расходовании авансовых платежей только в письменном виде, в частности, в новом ЗоТР в ст. 35 указано, что отчет о расходовании может быть предоставлен как на бумажном, так и в виде электронного документа, направленного через личный кабинет. В настоящее время, на официальном сайте ФТС России, уже работает сервис «Личный кабинет участника ВЭД», с возможностью бесплатно, при регистрации и с применением ЭЦП, получить информацию о лицевом счете участника ВЭД: запрос остатков на лицевом счете; запрос информации о расходовании денежных средств; запрос подтверждения уплаты таможенных платежей. Подача отдельного письменного заявления о возврате авансовых платежей согласно ст. 36 ЗоТР по-прежнему требуется, однако сокращены сроки рассмотрения заявления, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврат авансовых платежей не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления о возврате в таможенный орган (ст. 36 ЗоТР).
3. В ТК ЕАЭС введено определение «меры таможенно-тарифного регулирования», включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот. В ст.49 ТК ЕАЭС указано, что льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов. Такие нормы, как прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) наступление срока уплаты ввозных таможенных пошлин, для случаев установления тарифных льгот в виде снижения ставки пошлины; восстановление тарифных преференций (случаи и условия) – все это отнесено к компетенциям ЕЭК.
4. Понятие плательщика уточнено статьей 50 ТК ЕАЭС – это декларант или иные лица, у которых возникла обязанность. В следующих статьях о возникновении и прекращении обязанности круг этих лиц четко определен. И к плательщику не относится таможенный представитель. Хотя он несет солидарную ответственность. [2]
5. Объект обложения таможенными платежами (ст. 51 ТК ЕАЭС) отнесены не только товары, перемещаемые через таможенную границу, но и иные товары в предусмотренных ТК ЕАЭС случаях (отходы, товары, изготовленные, продукты переработки, товары для личного пользования).
6. Исчисление таможенных платежей. Определены случаи, когда таможенные платежи исчисляются таможенным органом (п.2 статьи 52 ТК ЕАЭС), что ранее было только при взыскании платежей. Для отражения сведений об исчислении платежей в некоторых из таких случаев будет применяться новый документ - «Расчет таможенных платежей» (РТП). Сведения об исчислении таможенных платежей указываются: - в декларации на товары (ДТ); - таможенном приходном ордере (ТПО) или ином документе, определенном Комиссией; - заявлении о совершении операций иных, чем разрешены Кодексом, в отношении транспортных средств международной перевозки - ТСМП (ст. 277); - Расчёте таможенных платежей (РТП). В настоящее время форма документа утверждена Решением Коллегии ЕЭК № от 07.11.2017 г. №142 «О структуре и формате расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».
Отдельно предусмотрена компетенция национального законодательства об определении дня, на который применяются ставки вывозных таможенных пошлин при применении особенностей таможенного декларирования (ст. 46 и ст. 102 ЗоТР).
7. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей (статья 54 ТК ЕАЭС). Такие случаи, как: - уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ЕАЭС; - уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров …; - обращение товаров в собственность государства …; - отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой…; включены с отсылками в соответствующие статьи ТК ЕАЭС по возникновению и прекращению обязанности по уплате в каждой из операций и процедур. Кроме того, учтена возможность (невозможность) наступления того или иного обстоятельства, особенности выпуска до подачи декларации на товары, рассмотрены случаи отзыве декларации на товары.
Помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами переместили в соответствующую статью в процедуре выпуска.
Общие случаи освобождения от таможенных платежей перечислены в п.4 ст. 54 и статье 68 ТК ЕАЭС.
Комиссия вправе определять обстоятельства, при которых прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, когда в отношении одних и тех же товаров обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла у разных лиц, по разным обстоятельствам и (или) неоднократно, в том числе в случае, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в одном государстве-члене, а обстоятельства, при которых прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, наступили в ином государстве-члене, а также порядок взаимодействия таможенных органов по подтверждению наступления таких обстоятельств.
Это один из элементов реализации принципа однократного обложения товаров таможенными платежами.
8. Освобождения от уплаты пошлин, налогов (ст. 54 ТК ЕАЭС). Исключили норму про освобождение от таможенных платежей товаров в 200 евро (ст. 80 ТК ТС). Согласно ТК ЕАЭС, обязанность по уплате платежей не будет возникать только при помещении товаров стоимостью до 200 евро под процедуру временного ввоза и выпуск для внутреннего потребления (ст. 225 и ст. 136 ТК ЕАЭС). При этом в ст.54 ТК ЕАЭС включено:
1) в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры, при соблюдении установленных Кодексом для этих категорий товаров условий их использования (ТСМП и припасы);
2) в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, до завершения или прекращения действия такой таможенной процедуры при соблюдении условий предоставления таких льгот, при использовании товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, при соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, а также при соблюдении условий использования таких товаров в соответствии с такой таможенной процедурой, за исключением случаев отказа декларанта от таких льгот.
9. Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей (ст. 55 ТК ЕАЭС) – статья новая. Обязанность исполняется плательщиком, лицами, несущими солидарную обязанность, согласно национальным нормам или субсидиарную обязанность, если законодательством государств-членов установлена такая норма. Понятие солидарная обязанность в РФ раскрыто в статье 322 ГК РФ. В случае неисполнения обязанности в установленный срок – направляется Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов (ст. 55 ТК ЕАЭС). Эти положения вывели из раздела ТК ТС «Взыскания…» [2].
Случаи, когда уведомление таможенным органом не направляется: - если после выпуска была выявлена сумма неуплаты таможенных платежей меньше или равна 5 евро (выявление после выпуска или после направления соответствующего электронного документа). Однако, если был выпуск до подачи ДТ и выявление задолженности прошло до выпуска товаров, то заполняется РТП или в заявление по ТСМП. То есть, если 5 евро выявлено на этапе декларирования – платить надо. В случаях выявления задолженности после выпуска товаров, обязанность в пределах 5 евро прекращается.
Законодательством могут быть установлены иные случаи. Но они не влекут прекращение обязанности. Если не исполнена обязанность в срок, указанный в уведомлении – таможенный орган принимает меры по взысканию.
Сама форма уведомления с 10.04.2018 введена Приказом Минфина России от 15.02.2018 N 27н «Об утверждении формы уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени».
10. Изменение сроков уплаты. Случаи предоставления отсрочки или рассрочки платежей. Согласно ст. 59 ТК ЕАЭС – отсрочка или рассрочка может быть предоставлена всем на 1 месяц с процентами. Предоставление отсрочки или рассрочки на 6 месяцев без процентов, при соблюдении ряда условий, закрытый список случаев приведен в пункте 2 статьи 59 ТК ЕАЭС. Предоставление отсрочки или рассрочки на 6 месяцев с процентами предусмотрен в п.3 ст. 59: ввоз на таможенную территорию Союза товаров для использования в промышленной переработке (перечень товаров с указанием кодов ТН ВЭД, а также условия отнесения будет определено Комиссией). Наличие оснований для 6-месячной отсрочки должно быть подтверждено. Порядок принятия и аннулирования решения о предоставлении отсрочки устанавливается национальным законодательством (постановление Правительства, акты Минфина и ФТС России). Дополнительно в статье 49 ЗоТР указано, что отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
11. Проценты. По всему ТК ЕАЭС и в ЗоТР №289-ФЗ для расчета процентов или пени, ранее использовавшиеся отсылки на применение «ставки рефинансирования» заменены на «ключевую ставку».
12. Возврат таможенных платежей. В новом кодексе наряду с излишней уплатой или излишним взысканием появились следующие случаи, когда таможенные платежи подлежат возврату, все они поименованы в ст. 67, начиная с пункта 2 по пункт 9, например: - уплаченные платежи не идентифицированы в отношении конкретных товаров; - товары конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена и далее. Важной представляется норма о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных платежей при условии внесения изменений в таможенные документы, в которых эти платежи исчислены. В иных случаях возврат производится при подтверждении таможенному органу обстоятельств, влекущих возврат. Указанное свидетельствует о необходимости заполнения таможенных документов исчисления (надо вносить изменения в эти документы, чтобы из них следовала необходимость возврата таможенных платежей). Представляется, что графа «И» декларации на товары должна отражать не только уплату, но и прекращение обязанности по другим основаниям (например, признание задолженности безнадежной). ЗоТР дает исчерпывающий список документов, на основании которых таможенные органы проводят возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей производят на основании (ст. 67 ФЗ №289-ФЗ): корректировки таможенной декларации; корректировки таможенного приходного ордера; иных таможенных документов, подтверждающие, что размер денежных средств, фактически уплаченных (взысканных), превышает размер исчисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в форме их зачета в счет авансовых платежей сокращен до 3 дней (ст. 67 ЗоТР).
13. Взыскание таможенных платежей. Меры по взысканию применяются после неисполнения уведомления (ст. 71 ЗоТР). Введен новый документ - уведомление, вместо требования об уплате таможенных платежей. Кроме того, отменяется акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей. Перечень случаев, когда меры по взысканию не применяются введены пунктами 4 ст. 55 ТК ЕАЭС и п. 8 ст. 71 ЗоТР. Как упоминали выше форма уведомления с 10.04.2018 введена Приказом Минфина России от 15.02.2018 N 27н.
14. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Уточнение объекта обложения. В соответствии со статьей 403 ТК ЕАЭС таможенный представитель несет с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов может быть обеспечена несколькими способами по выбору лица, предоставляющего обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Лицо, предоставившее обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов вправе осуществить замену одного способа обеспечения на другой, если заменяемое обеспечение не обращено на взыскание.
Вносятся изменения в размер сумм обеспечения уплаты платежей для УЭО (ст. 433 ТК ЕАЭС) и таможенных представителей (с 01.01.2018 - 500 тыс.евро, в соответствии с Решение Совета ЕЭК от 15.09.2017 N 64).
Библиографический список:
1. Терешенкова А.Ю. Проект таможенного кодекса Евразийского экономического союза: основные изменения в сфере таможенного регулирования // Научные труды Северо-Западного института управления. -СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС. - 2017. Т. 8 № 3 (30). С. 41-50.
2. Терешенкова А.Ю. Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины: общая характеристика и основные новеллы ТК ЕАЭС // Сборник: ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ материалы X Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. - 2018. С. 165-172.
Для цитирования:
Терешенкова А.Ю. Таможенные платежи: основные новеллы ТК ЕАЭС и закона о таможенном регулировании в РФ в 2018 году. // Таможенные чтения - 2018г. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. том 1. / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. – СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2018. 294с., – С. 253-262.