В Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В.В. Путин
в 2002 году обратил особое внимание на то, что прямой обязанностью государства является предоставление населению качественных публичных услуг: «…Следует определиться с четким перечнем информации, которую госорганы обязаны делать публично доступной. И этот перечень должен быть утвержден законом. Это нужно и для развития гражданского общества, и для формирования цивилизованной предпринимательской деятельности…»(1).
В 2005 году перед Федеральной таможенной службой (ФТС) России была поставлена задача разработать четкие стандарты по предоставлению таможенных услуг. Вопросы развития и совершенствования системы таможенных органов нашли отражение в Концепции развития таможенных органов РФ (4). Концепция предусматривает проведение в период с 2006 по 2010 годы комплекса мероприятий, направленных на определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации.
В условиях прямой зависимости российского бюджета от объема собираемости таможенных платежей и соответственно от количества грузов, перемещаемых через таможенную границу можно говорить о качестве предоставления таможенных услуг как факторе, влияющем на внешнеэкономическую деятельность и на собираемость таможенных платежей. Приведем цифры: по данным ФТС России на декабрь 2008 года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 4347,16 млрд. рублей, что уже составляет около 53 % от доходов федерального бюджета 2008г.(23)
Таможенные услуги, с которыми сталкиваются все участники ВЭД это услуги, предоставляемые фирмам коммерческими организациями, работающими в околотаможенной сфере; и обязательные таможенные услуги (формальности) установленные государственными органами и службами.
Совокупность тех и других видов услуг и формальностей напрямую влияет на минимизацию временных и финансовых издержек участников ВЭД.
В настоящее время нет разработанных теоретических основ управления качеством таможенных услуг, нет классификации таможенных услуг государственных органов и услуг, оказываемых коммерческими организациями участнику ВЭД.
В работе Старковой О. А. приведено авторское определение понятий «таможенные услуги» и «качество таможенных услуг».(22)
«Таможенные услуги - совокупность действий, подлежащих совершению таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, в целях обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств при продвижении товаров от продавца к покупателю в соответствии с требованиями этих государств»(22).
«Качество таможенных услуг - совокупность характеристик таможенных услуг, определяющих их способность удовлетворять потребности участников ВЭД в совершении таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, совокупности действий в целях обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств при продвижении товаров от продавца к покупателю в соответствии с требованиями этих государств»(22).
Основные условия предоставления таможенных услуг таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, заложены в гражданском праве и таможенном законодательстве.
В настоящее время, большинство процедур и операций, предусмотренных Таможенным кодексом РФ 2003г. (вступил в силу с 01.01.2004) более детально проработаны и описаны в приказах и распоряжения ФТС России. Однако стоит отметить отсутствие единой структуры и детальной проработки вопросов при издании вышеупомянутых документов.
Изданные приказы не охватывают описание всей процедуры в деталях, что влечет их различное толкования при практическом применении. Это, а также недостаток информации не позволяет в полной мере физическим и юридическим лицам воспользоваться нормами, предусмотренными ТК РФ, в т.ч. упрощенными процедурами таможенного оформления, декларирования товаров и транспортных средств.
Постараемся классифицировать таможенные услуги.
Выделим классификационные признаки таможенных услуг:
A. по субъекту (поставщики таможенных услуг),
B. по возмездности,
C. обязательности,
D. по объекту (адресности),
E. по предмету.
A. Классификация таможенных услуг по субъекту:
− услуги, предоставляемые таможенными органами;
− услуги, предоставляемые лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела.
B. Классификация таможенных услуг по возмездности:
- услуги предоставляемые безвозмездно,
- или на возмездной (платной) основе,
C. Классификация таможенных услуг по степени обязательности:
- обязательные
- альтернативные,
D. Классификация таможенных услуг по лицам:
- индивидуальные;
- обезличенные.
Е. Классификация таможенных услуг по предмету (см. Таблицу 1.):
E 1. Услуги, предоставляемые таможенными органами:
1. производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;
2. ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
3. информирование о действующих правовых актах в области таможенного дела;
4. консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, и др.),
5. ведение статистики внешней торговли РФ и специальной таможенной статистики;
6. ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
7. принятие предварительных решений по классификации товаров и стране происхождения;
8. хранение товаров и транспортных средств на складах временного хранения и таможенных складах, принадлежащих таможенным органам.
E 2. Услуги, предоставляемые лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела:
1. совершение таможенных операций от имени и по поручению декларанта;
2. консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопросам;
3. хранение и перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем);
4. обеспечение уплаты и уплата таможенных платежей по поручению декларанта.
Для повышения качества услуг в сфере таможенного дела и приведения нормативно-правовой базы в области таможенного дела к единому государственному стандарту в 2007г. был издан Приказ ФТС России от 28.11.2007 №1479 «О Регламенте Федеральной таможенной службы».
Регламент ФТС РФ утвердил порядок разработки административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в области таможенного дела, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФТС РФ и эффективную работу его главных управлений и должностных лиц, и реализацию прав граждан.
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. №679 утверждены единые «Требования к административным регламентам». Приведем их общую характеристику.
Административный регламент должен содержать следующие разделы:
а) общие положения;
б) требования к порядку исполнения государственной функции: информирование – телефоны, сайты, тип информации; наименование услуг, место оказания услуги, сроки;
в) административные процедуры: логически обособленные последовательности административных действий при исполнении государственной функции, блок-схемы исполнения государственной функции, описание каждого административного действия;
г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции: юридические факты, критерии принятия решений, способ фиксации результата, осуществления текущего контроля;
д) порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги): информация для заявителей об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование, в части судебного обжалования - указываются сроки обжалования и юрисдикция суда.
Среди видов услуг, оказываемых таможенными органами согласно Таможенному кодексу РФ можно выделить 29 основных (см. Таблицу 1.). На декабрь 2008г. за период с 2003 по 2008 годы ФТС РФ принято только 11 Административных регламентов.
На официальном сайте ФТС России для ознакомления и внесения замечаний находятся еще 3 проекта Административных регламентов:
· Административный регламент ФТС России по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара (проект);
· Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по выдаче и аннулированию разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества (проект);
· Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (проект).
Перечень государственных услуг, предоставляемых таможенными органами по авторской классификации в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ и разработанные ФТС РФ Административные регламенты приведены в Таблице 1.
Пояснение к таблице 1. «Перечень государственных услуг, предоставляемых таможенными органами и разработанные ФТС РФ Административные регламенты»:
колонка (b) - приведены статьи Таможенного кодекса РФ (2003г.) в соответствии с которыми установлена таможенная операция (услуга);
колонка (c) – наименование таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами;
колонка (d) – приведены ссылки на Приказы ФТС РФ, утвердившие Административные регламенты по реализации конкретной государственной услуги принятые на 01.12.2008г., полные реквизиты документов приведены в Библиографическом списке к статье.
Вместе с тем следует отметить, что уже принятие Административные регламенты (см. Таблицу 1) отвечают требованиям к государственной услуге в интересах ее получателя, что способствует созданию устойчивой правовой базы, а также способствует оптимизации и модернизации государственных услуг.
Анализ видов таможенных услуг и уже разработанных Административных регламентов ФТС РФ позволяет прогнозировать появление новых документов, проанализировать объем описанных регламентами операций и процедур, а также вносить предложения по их совершенствованию.
Для цитирования:
Тершенкова А.Ю. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере таможенной деятельности как возможный фактор повышения качества оказания таможенных услуг. // Управление качеством: проблемы, исследования, опыт: сб. науч. тр. Вып. 6 / ред.кол.: В.П. Семенов (отв.ред.) [и др.]. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009. С. 59- 71