Найти в Дзене
Алексей Ярцев

Как научиться шутить

Большинство методов преподавания юмора предполагает «научение» в процессе непосредственного наблюдения за объектом. Неважно, что вы пишете - стендап, миниатюры, ванлайнеры - необходимо наблюдение за реальной жизнью, реальной фактурой. Принципиально важна ваша включенность в жизнь сообществ, о которых и для которых вы шутите.

Именно так я писал сольник «28 лет одиночества». Важно научиться тщательно изучать натуру, быть любопытным к тому как себя ведут люди, почему они себя так ведут, что они делают странного и почему. И только на основе этих наблюдений создавать шутки, сцены, предпосылки и панчлайны.

Как делать стендап. Жанр для интровертов.
Как делать стендап. Жанр для интровертов.

Даже если вы шутите про новости и новинки кино, задача, по сути, такая же. Сначала вы учитесь смотреть и видеть, а потом - высмеивать увиденное. Подобная наблюдательная подготовка помогает хорошо передавать фразочки и речевые обороты или изображать персонажей узнаваемо.

Но это не слишком поможет, если вы захотите сделать микс с русалкой, тираннозавром или микс с отсылками к временам Петра Первого: потребуется совершенно другой подход.

Невозможно просто выйти в торговый центр или в бар и «срисовать» там миксы с зомбиаполкалипсисом или ниндзя.

В чужих стендапах или КВНе, конечно, найдутся какие-нибудь образы и эрудированные фразочки, но это будут всего лишь представления других людей о том, как может выглядеть необходимая вам сцена.

В молодости я был изрядно озадачен этой проблемой. Мне нравилось шутить про реальность, но вот книг, которые учили бы развивать «мускулатуру» воображения, я найти практически не мог.

Какое-то время я даже держал два отдельных файла для записей: один для того, что хочу высмеять - один для заметок с натуры, другой для фантастических сравнений, метафор и образов массовой культуры, исторических и выдуманных

Короткие шутки на первый взгляд состоят только из сетапа и панчлайна, но на деле и в них есть социальное наблюдение и предпосылка
Короткие шутки на первый взгляд состоят только из сетапа и панчлайна, но на деле и в них есть социальное наблюдение и предпосылка

И меня не оставляло ощущение, что это работы разных людей.

Первый учебник, автором которого я стал, назывался «Юмор. Все Инструменты Комедии». Примерно в это же время я начал набирать группы, в которых я тренировал и разрабатывал упражнения для тренировки воображения учеников и своего собственного. Креативные инструменты, которые я описал в книге действительно работали даже на самых тугих учениках. А талантливые быстро обрастали перьями для самостоятельных полетов фантазии.

Обучение стендапу пожалуй даже труднее, чем обучение актерскому мастерству - тут артиста надо учить и писать себе материал, и подавать его, и чувствовать.
Обучение стендапу пожалуй даже труднее, чем обучение актерскому мастерству - тут артиста надо учить и писать себе материал, и подавать его, и чувствовать.

Позже я стал изучать приемы креативости вне юмористического поля. Мне было интересно может ли кино, сценарное дело, музыкальная импровизация, театр открыть новые возможности по созданию воображаемых людей.

Я пытался препарировать, как работает человеческая креативность.

Как люди создают то, чего нет в реальном мире. Как они выдумывают.

Задумывались о том, как люди создали богов? Выдумали зомби? Как пишут свои фантастические романы писатели фантасты?

Я продолжал систематизировать собранные знания и синтезировать новые идеи, работая над следующей книгой, а в свободное время продолжал «писать с натуры» в беседах с друзьями, в наблюдениях за поведением людей в общественных местах, создавая свои сольники «Как правильно любить» и «Идиот в нормальном мире».

Постепенно я обнаружил, что мои навыки наблюдения и воображения начали «срастаться» и подкреплять друг друга.

После этого я написал книгу «Пишем жанровое кино вместе» - результат моего путешествия в мир четырех главных жанров коммерческого кино: Романтических комедий, Хороров, Боевиков и Драм.

Профессиональных книг о стендапе совсем не много, да и чаще всего они больше рассказывают о том, "как это было", чем дают детальные советы "что делать сейчас".
Профессиональных книг о стендапе совсем не много, да и чаще всего они больше рассказывают о том, "как это было", чем дают детальные советы "что делать сейчас".

Это не просто заметки путешественника, но и детальный анализ мальчика ботаника, который смог разложить всех «бабочек» с открытых им островов на полки выстроенной системы, описать взаимосвязи и кто кому кем приходится.

В то же самое время я занялся изучением методов преподавания юмора пятидесятилетней давности, где искусству воображаемого учили еще менее системно. Я хорошо усвоил эти уроки для своего профессионального подхода и поделился ими со студентами комиками по всей стране в набравшем популярность ютуб канале «Академия Комедии Алексея Ярцева». Многие видео, которые я записывал на основе работы лаборатории комедии, где ученики учатся каждые выходные и выступают раз в месяц как минимум были слишком узкоспециализированы, и я создал онлайн курс обучения Стендапу.

В нем вы найдете подборку проверенных временем методов, которые мне показались самыми полезными в деле достижения легкости поиска и выписывания любых тем и в деле создания к ним классных образных метафор. Простыми словами описывали ответы на вечные вопросы: как написать шутку, как развить креативность и писать комедию.

Насыщенные упражнения подходят и профессионалам, и начинающим комикам. Хотя это и было самое трудное для меня. Мне всегда хотелось все сложнее и сложнее, потому что мне-то интересней работать с профессионалами, которые имеют большие амбиции. Именно потому увлекательнее всего была работа с Никитой Макаровым, Сергеем Стоговым, Андреем Джелиевым и Максимом Хабаровым, которые не останавливались на достигнутом локальном успехе своих 15минуток и пошли к более мощной цели - два часа юмора перед своей публикой.

Большой сольный стендап моего ученика
Большой сольный стендап моего ученика

Получился профессиональный курс о юморе, стедапе и комедийных выступлениях на сцене. Это не пошаговое руководство «Как написать шутку». Это и не учебник одной конкретной техники повествования, хотя все эти темы будут так или иначе затронуты.

Вы можете работать в аскетичных стилях дедпан или ванлайнер. Русский стендап 10х годов например был более заточен на яркие точные фразочки, нежели на яркие и часто импровизированные отыгрыши, как у Эдди Иззарда. Причем это касается как медийного так и андреграундного стендапа.

Или, может быть, вы вообще предпочитаете писать шутки в твиттере, как хотя бы тот же Денис Чужой. Лично мне больше всего нравится живое общение со зрителем лицом к лицу.

-6

Но какую бы технику в они предпочитали, не существует коротких путей в исследовании и конструировании смешного. Методы, изложенные в этом исследовании, сэкономят вам время в долгосрочной перспективе и приведут к лучшим результатам.

Вы заглянете за кулисы творческого процесса, чтобы узнать, как создавать воображаемое, увидите предварительные шаги, тупиковые переулки и приключения, которыми сопровождается создание шуток, историй и сцен.

Каждый раздел рассматривает отдельную тему, основывающуюся на предыдущем материале. Главы организованы по темам: парадокс (поиск смешного вокруг), предпосылка (формирование фундамента шутки), микс (создание воображаемого) и подача (работа с публикой).

В своих будущих исследования на ютуб-канале мы выясним, какую работу могут найти стендап комики, развившие свое воображение и талант подачи в кино и на телевидении.

Раздел о предпосылке, отличается от большинства других руководств по стендапу, основывающихся по большей части на свободном полете воображения. Мой подход базируется на четкой организации мысли и фокусировки на том «что ты высмеиваешь», стоящей на службе комедии, открыла и смеха.

Поскольку в русском лексиконе не хватает слов, чтобы описать некоторые ключевые концепции, мне пришлось изобрести несколько терминов, например эрудирование, миксаут, курьез, инсталляция или «вор ворует», чтобы описать юмористические конструкции отношений комика и зрителя, о которых артисты часто думают, но не могут подобрать слова, чтобы их обсудить. У вас есть возможность оценить эту работу в статьях в этом яндекс дзене, где я буду выкладывать самые простые приёмы для новичков, подразумевая, что более профессиональные читатели будут искать ответы на свои более сложные вопросы в моих книга и онлайн курсах.

Приятного чтения.