Календари — это популярный формат подарка на Новый год. В России до сих пор некоторые компании оформляют календари фотографиями малоодетых женщин. Тем не менее, многим людям — и сотрудникам таких компаний, и тем, кто видит такие календари на стенах — от соседства с ними неуютно. Мы (команда «дочери разбойника») собрали несколько календарей с голыми женщинами на 2020 год, попытались объяснить, почему объективация — это вредно, и поговорили с теми, кто пытается переубедить коллег выпускать и использовать календари с голыми женщинами.
Что не так с такими календарями?
Объясняет Алина из Минска:
«Я работаю на заводе в токсичной мужской атмосфере, где начало каждого месяца – это не просто стандартный расчёт плана производства или скучное подписывание лимиток, но и особое долгожданное событие – переворачивание календаря с женщинами в купальниках, изображенными в неестественных позах.
Затем начинается стандартное обсуждение, какой должна быть женщина и чем конкретно девушка декабря не подходит под чьи-то вкусы. Это всё заканчивается доброй долей сальных шуточек, и наконец первый день месяца заканчивается.
Этот календарь – подарок поставщиков, то есть часть профессиональной деятельности, которая в теории должна быть обезличена, но на практике просто пропитана гендерной дискриминацией по отношению к женщинам и сексизмом.
На все мои попытки объяснить коллегам, почему подобные календари –это не ок, я слышу «ты молодая и наивная, сними свои розовые очки, а то мужа с такими взглядами ты себе не найдёшь», а недавно было «если компании делают календари со своими сотрудницами – это значит, что они гордятся своими кадрами, и вообще, почему такие календари для тебя оскорбительны, а флаги лгбт – нет? Мне неприятно на эти флаги смотреть, но мне ведь приходится. Вот и ты терпи».
Мне страшно не от того, что висит у нас в кабинете, а то, с какими людьми я работаю. У моих коллег есть дети, которые воспитываются с пещерными представлениями их родителей. У меня опускаются руки, потому что я одна, а на заводе три тысячи».
Объясняет Александр, сотрудник компании «Информзащита», которая каждый год выпускает такие календари:
«К сожалению, практика создания подобных календарей в сфере информационной безопасности существует давно. Компания Эшелон, например, «славится» ими и делает из года в год. Как так получилось? Эти календари делаются в подарок клиентам на новый год, а в компаниях за информационную безопасность зачастую отвечают бывшие сотрудники ФСБ или МВД. По крайней мере, так было раньше, сейчас ситуация меняется, что хорошо. Откровенно говоря, в большинстве случаев подобные люди некомпетентны.
В моем департаменте у подавляющего числа девушек (у нас примерно 40% девушек от общего числа сотрудников) и нескольких парней, наш календарь вызвал резкое возмущение. Это наше возмущение мы высказали руководству, в результате чего была организована встреча с представителями маркетинга, в том числе директором департамента (гетеросексуальный цисгендерный белый мужчина лет 50). Мы рассказали ему, что такое сексуальная объективация, почему это плохо и что делать подобные календари в 2019 должно быть стыдно. Он даже не захотел понять. Все время повторял, что это искусство, «у вас такое мнение, а у меня другое» и «почему вы не нападаете на картинные галереи». В конечном итоге, единственное, что нам удалось – это донести мысль до руководства и до представителей маркетинга, что подобные календари в 2019 могут нанести ущерб компании при отсутствии каких-либо плюсов и у календаря на 2021 год будет другая концепция».
Почему объективация женщин — это плохо?
Календари с неодетыми женщинами — это один из самых ярких примеров объективации женщин. Объективация — это когда вместо человека вам показывают только его тело, причем так, чтобы это тело было «объектом желания». Как видите, на всех календарях, которые российские компании понавыпускали к 2020 году, изображены женщины с однотипными, худыми и подтянутыми, телами. Собственно, объективация — это явление, благодаря которому женщин у нас продолжают воспринимать как тех, кто должен «услаждать глаз». А еще такие календари утверждают собой «женскую красоту» в единственно возможном формате — это обязательно худая, идеально пропроциональная женщина с длинными волосами.
С наступающим Новым годом, дорогие читатели! В 2020 мы с вашей помощью продолжим борьбу с сексизмом и объективацией!
Подписывайтесь, пожалуйста, на мои каналы в телеграме — «дочь разбойника» и «Вашу мать!»