До сих пор красные пески четвёртой от Солнца планеты бороздили лишь американские марсоходы. Но скоро всё изменится. События последних лет позволяют думать, что возвращаются времена старой доброй космической гонки. В грядущем 2020 г. к Марсу планируют направить сразу три миссии, в задачу которых будет входить высадка роверов на поверхность Красной планеты. Именно роверов, а не только стационарных станций. За каждой из этих миссий стоят разные государства.
NASA на Марсе, можно сказать, старожилы. Впервые посадили свой аппарат в 1976 г., а их первый марсоход Mars Pathfinder начал работу ещё в 1997 г., и связь с ним продержалась больше двух месяцев. Неслыханный успех по тем временам. Но потом был «Спирит», отпахавший в районе кратера Гусева больше шести лет (2004 – 2010), «Оппотьюнити», последний контакт с которым отмечен 10 июня 2018 г. после четырнадцати лет беспорочной службы, и, наконец, ныне здравствующий «Кьюриозити», доставленный на планету в августе 2012 года. Неудивительно, что при таких успехах Северо-Американскому космическому агентству не хочется останавливаться на достигнутом.
Очередная миссия NASA пока известна под незатейливым именем Mars 2020. Возможно, к моменту вылета придумают что-то более звучное. Местом посадки выбран западный край равнины Исиды в 3,5 тыс. км на северо-запад от кратера Гейла, где трудится Curiosity. Новому марсоходу тоже подобрали симпатичный 49-километровый кратер под названием Езеро, что означает… да-да, именно «озеро». На чешском, боснийском, хорватском, сербском и словенском языках. И похоже, что миллиарды лет назад озеро там действительно было. Более того, туда ещё и река впадала, образовав дельту и, соответственно, дельтовые отложения, глинистые и карбонатные. Так что район очень интересен и в геологическом отношении, и на предмет поиска возможных следов жизни.
Ещё одна марсианская миссия, запланированная на этот год, совместная российско-европейская - «ЭкзоМарс-2020».
И Россия, и страны Западной Европы до сих пор не слишком преуспели в изучение марсианских скал и песков непосредственно на месте. Хотя СССР, правопреемником которого является Россия, первым предпринял такие попытки, они, увы, не увенчались успехом. В ноябре 1971 г. о поверхность Марса разбился спускаемый аппарат «Марс-2». Но всё-таки, он стал первым в мире космическим аппаратом, достигшим этой поверхности. В декабре того же году «Марсу-3» удалось таки совершить мягкую посадку, но связь прервалась через 14 секунд, а на снимках, которые он успел передать ничего не удалось разобрать. В 1974 г. во время посадки навсегда прекратилась связь с «Марсом-6». А в 1976 и 1978 гг. на Красную планету опустились американские «Викинги» (не роверы, а спускаемые аппараты) и успешно продолжили работу. Представительница Западной Европы Великобритания посадила на Марс свой аппарат «Бигль-2» в декабре 2003, но на связь он не вышел.
Нельзя сказать, чтобы у западноевропейских и российских исследователей за это время совсем не было никаких успехов в деле изучения Красной планеты. Вполне плодотворно работает российско-европейская орбитальная станция TGO (Trace Gas Orbiter) (миссия «ЭкзоМарс-2016»), но попытка в октябре 2016 посадить европейский спускаемый аппарат «Скиапарелли» опять-таки закончился неудачей. Парашют раскрылся слишком рано, и зонд разбился о поверхность.
Утешает, что «Скиапарелли» был всего лишь разведчиком, его главная задача - выяснить, с каким проблемами может столкнуться аппарат, который пошлют в 2020 г. И хорошо, что этот тревожный звонок прозвучал, потому что испытания парашютной системы миссии «ЭкзоМарс-2020» в августе 2019 г. тоже прошло не без проблем, в систему пришлось вносить ряд изменений. Повторные испытания в октябре и декабре дали гораздо лучшие результаты.
В программу миссии входит доставка на Марс российской посадочной платформы «Казачок» с европейским марсоходом на борту. Рассчитывают, что ровер проработает шесть месяцев, но чем черт не шутит. От американских марсоходов никто не ждал такого долголетия, оно оказалось приятным сюрпризом. Предполагаемое место посадки - Плато Оксия, чуть севернее экватора. Как и кратер Езеро, его выбрали за наличие следов воды. Здесь имеется район, куда впадают многочисленные русла и где найдены глинистые отложения.
Довольно обширную научную программу предстоит выполнить не только марсоходу, но и платформе. Последняя должна будет вести фотосъёмку окрестностей, исследовать особенности марсианского экваториального климата, мониторить радиационную обстановку и, что особенно интересно, изучать распределения подповерхностной воды в месте посадки и внутреннее строение Марса. Похожую работу сейчас выполняет американская станция InSight.
Главная задача марсохода - поиск соединений и веществ, которые могли бы свидетельствовать о возможном существовании на планете жизни. Машина получила имя «Розалин Франклин» в честь биофизика, которая провела в 50-е годы XX века рентгеноструктурный анализ клеточного ядра. Без её работы открытие Уотсоном и Криком «двойной спирали» ДНК было бы невозможно. И вот теперь её именем назван ровер, чьей главной задачей станет поиск следов жизни на Марсе.
Сборка марсохода «Розалинд Франклин» завершилась в сентябре 2019 г. Институт космических исследований Российской Академии наук (ИКИ РАН) разработал для него два прибора — инфракрасный спектрометр ИСЕМ и нейтронный спектрометр АДРОН-РМ. ИСЕМ будет установлен на мачте марсохода для минералогического анализа поверхности. АДРОН-РМ предназначен для регистрации нейтронного альбедо, генерируемого космическими лучами в грунте и зависящего от количества водяного льда в нем, а также для построения локальной карты распределения водяного льда вдоль трассы движения марсохода.
Китайская техника до сих пор не бывала ни на Марсе, ни в его окрестностях. Во времена великого соревнования в космосе они явно были ещё не готовы, да и много позже китайская космическая программа упоминалась исключительно в юмористическом контексте. «Сто миллионов китайцев держать рогатку, двести миллионов – тянут резинку». Но КНР наглядно показала, что хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Их лунная миссия оказалась замечательно успешной и всколыхнула ветеранов космической гонки, казалось бы, впавших в беспробудную спячку. И США и Россия разом заговорили о возобновление давно позабытых лунных программах. И вот теперь новый вызов.
Китайская марсианская миссия «Хуосин-1» включает в себя орбитальную станцию и предназначенный для работы на поверхности ровер. Оба аппарата в числе прочего оснащены геологическими радарами, на подобие тех, что отлично зарекомендовали себя на Луне.
Перед миссией стоит задача тщательно изучить морфологию и геологическую структуру Марса, составить подробные и очень точные топографические карты, дать материал для моделирования геологической истории. Важная роль отводится исследованиям свойств марсианского грунта и содержанию в нём водяного льда, особенностей выветривания и накопления осадочных пород. Также надеются изучить послойное строение до глубины в несколько сот метров и разнообразные минералы на поверхности. Ещё «Хуосин» будет следить за состоянием ионосферы, изучать климат, изменения температуры и давления, направление воздушных течений и магнитное поле планеты.
Старт всех трёх миссий запланирован на середину лета, когда открывается очень удобное временное «окно» для полёта к Красной планете.