Уходящий год был юбилейным, потому что ровно 100 лет назад Карл Густав Юнг ввёл термин «архетипы» в психологию. По этому поводу у меня была публикация, но гораздо правильнее встречать научный юбилей не публикациями, а открытиями. И какие-то открытия в 2019 году действительно удались.
Поводом к ним было то, что мне хотелось ответить на вопрос: архетипы Кэрол Пирсон должны меняться в определённом порядке или произвольном? Мне казалось, что следует искать пространства, где эти архетипы разворачиваются в заданном порядке. И в публикациях уходящего года были отмечены такие пространства, как:
Далее работа над знаками Зодиака поставила вопрос, которого я не ожидал: а почему знаки означают то, что означают? В попытках найти истину мне помогли труды В.В. Емельянова о календаре из шумерского города Ниппур. На сегодня у меня уже возникло понимание, что с незначительными исключениями архетипы Пирсон соответствуют месяцам ниппурского календаря. Сопоставление их будет опубликовано позже.
Вопрос по толкованию знаков Зодиака является частью более общей проблемы — толкования архетипов путешествия героя. Да, вам не показалось! Кэрол Пирсон описала свои архетипы очень уж широкими мазками, из-за чего в их толковании царит ужасный разнобой. Один и тот же поведенческий шаблон может быть истолкован разными людьми как архетип Опекун, Любовник, Бунтарь, Правитель… и это лишь отдельный пример.
Конечная цель поиска пространств, где разворачивается путешествие героя, в том и состоит, чтобы установилось единообразное понимание архетипов. Например, сравнив этап истории Гильгамеша, исторический период и знак Зодиака, которые мы сопоставили с архетипом Мудреца, можно составить точный портрет этого архетипа. И в данном направлении сделаны лишь первые шаги, о которых я хочу здесь рассказать.
* * *
Прежде всего, среди архетипов выявились две одинаковые группы. Они показаны на рисунке. Группу слева можно назвать младшими архетипами, а группу справа — старшими, более «продвинутыми». Действительно, нескладный и кривляющийся Шут вырастет — и превратится в прекрасного Любовника; подобно гадкому утёнку, выросшему в лебедя. Искатель дорастёт до Мудреца. Сложно с парой Славный малый и Творец. Однако если принять за гипотезу, что Славный малый — это ремесленник, то всё становится на место.
Правда, поначалу мне казалось, что стройный порядок нарушают пары Воин/Маг и Опекун/Правитель. Я думал, что Маг — это «прокачанный» Воин, а Правитель — более продуманный Опекун. Однако то, о чём я писал несколькими абзацами выше — возможность сравнивать Зодиак, историю и эпос о Гильгамеше — навело меня на мысль, что указанные архетипы надо толковать иначе.
В древнем Шумере традиционным было разделение религиозной и военной власти. Эн — это верховный жрец, лугаль — военный вождь. Та же самая идея проходит сквозь тысячелетия, вплоть до современности. Например, в сегодняшнем Иране религиозная власть принадлежит великому аятолле Али Хаменеи, и он же занимает должность высшего руководителя страны. В то время как светская власть принадлежит президенту Хасану Рухани.
Может показаться, что Иран — это не самый красноречивый пример. Но вот такое государство, как Великобритания, тоже представляет собой образец дуумвирата. Светская власть принадлежит парламенту и премьер-министру Борису Джонсону — и, как может показаться, этого достаточно. В то же время есть фигура королевы Елизаветы II, несущей символические (а значит — идеологические) функции, в том числе функцию главы… Церкви Англии. Можно говорить, что королевская власть это рудимент… но показательно, что рудимент восходит к древнему Шумеру.
Не менее интересно то, что высшая форма карьеры для Правителя — император — первоначально означало главнокомандующего армией. То есть Правитель — это «прокачанный» Воин. Маг — это «прокачанный» Опекун.
И тогда мы получаем следующую схему:
* * *
Теперь об отдельных архетипах. На протяжении 30 лет я вёл борьбу с таким своим качеством, как гневливость. Итоги этой Тридцатилетней войны были подведены в уходящем году, когда я осознал, что моя гневливость «это не баг, а фича».
Правильнее говорить не «гневливость», а «ярость», она же боевой транс. Нетрудно заметить, что слово «ярость» является однокоренным для греческого бога войны Ареса (он же Марс). Ещё можно вспомнить латинскую поговорку «sine ira et studio», где ira переводится как гнев, то есть мы имеем дело с тем же корнем. Похоже звучит имя месопомотамского бога смерти и разрушений Эрры (Ирры), а также имя бога огня Гирры. Последний известен и под именем Гибил — в котором по загадочным причинам слышится русское «гибель», а при этом «Плач о гибели Ура» приписывает Гибилу участие в… уничтожении Шумера.
Наверное, примеров достаточно, чтобы говорить об умении приходить в ярость как об отличительном качестве архетипа Воин. И тогда понятен механизм, как скромный, застенчивый Славный малый превращается вдруг в бесстрашного рыцаря. Ну а то, что одно и то же понятие ярости звучит сходно в совершенно разных языках — наводит на размышления, да.
Продолжение об отдельных архетипах будет уже в следующем году.