Истинные памятники спецтехнике, участвовавшей в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, это не те, которые отреставрированными красуются на постаментах в музеях. Настоящие экземпляры остались там, где их бросили люди, спасаясь от радиационного воздействия. Чтобы взглянуть на них, необходимо отправиться в самую глубь Чернобыля. Свыше 3 десятков лет железные ликвидаторы пылятся, покрываются ржавчиной и по-прежнему хранят в себе ионизирующее излучение.
Есть места, не включенные в большинство туристических маршрутов. Сторожа сюда ходят изредка, а самыми частыми гостями являются сталкеры. Радиоактивный отстойник на Буряковке исполняет роль некой свалки, где многие годы покоится летательный, гусеничный и колесный транспорт. В этой статье я расскажу о путепрокладчике, который в тот трагический период занимался крайне грязной работой.
Вспоминаем роковые дни
После взрыва на ЧАЭС в зону бедствия советское руководство начало стягивать различный спецтранспорт, включая БАТ-М. Эта машина разграждения активно чистила территорию, которая прилегала к уничтоженному ядерному реактору. Инженерный танк оснащался герметичной кабиной, а инструментом ликвидации стала «лыжа», снимающая почву той или иной толщины.
Члены экипажа работали в сложнейших условиях, но тогда никто особо не задумывался о последствиях для своего здоровья. Срезанная зараженная земля использовалась при I этапе возведения объекта «Укрытие». Бульдозер также сносил пораженные радиацией сооружения и хоронил мертвые деревья, у которых не было шанса выстоять перед губительными потоками фотонов.
На архивных фотоснимках запечатлено, как уничтожается зараженное жилое строение в одном из сел, по которым сокрушительной волной ударило ионизирующее излучение. Я не располагаю точной информацией касательно места действия. Есть предположение, что это Чистогаловка либо Копачи. На этих фотографиях, которые вы видите в статье, демонстрируется, как построенную из дерева хижину начинает ломать бульдозер.
Как только машина разграждения выполняет свое задание, в дело вмешивается пожарный автомобиль, не позволяющий радиоактивной пыли переместиться на дальние расстояния.
Возвращаемся в наше время
Повспоминали немного, а теперь вернемся в современную эру. Однажды Буряковку посетило несколько путешественников. Они прогуливались по давно покинутой цивилизацией местности и наткнулись на своего рода кладбище металлолома.
Здесь экстремальные туристы увидели гусеничный путепрокладчик, которому и посвящен сей опус. Время беспощадно отразилось на этой машине разграждения. Не верится, что когда-то она ездила, выполняла те или иные задачи, а все ее узлы и агрегаты четко взаимодействовали между собой.
У странников возникло желание заглянуть в салон самоходного транспорта, однако эта идея так же быстро исчезла, как и появилась. Подойти близко к инженерному танку любознательные граждане не решились – он до сих пор значительно фонит.
Если внимательно присмотритесь, то справа увидите остатки геликоптера, который, как и другая авиатехника, использовался при ликвидации аварии. Возможно, некоторые вертолеты, похороненные в окрестностях села, даже засыпали печально известный реактор.
Представленный на снимках БАТ-М заставляет ощутить тот неподдельный ужас, который царил на самой станции и близлежащих населенных пунктах. Как-то сразу и не верится, что перед нами спецтехника, которая противостояла атомному армагеддону. Безусловно, это один из самых подлинных памятников тому жуткому происшествию.