Не знаю как для вас, но для меня творчество Михаила Булгакова является важнейшим в моей жизни, в моем становлении как личности. Когда мне было семнадцать лет, мой дядя (гениальный человек, три факультета МГУ) привез мне два журнала «Москва», в которых во времена оттепели были напечатаны главы гениальной книги «Мастер и Маргарита». Я был весьма начитанным молодым человеком, всё, что можно было прочесть, я читал, причем, читал на двух языках, так как английский у меня практически второй родной.
Для меня классика русской и английской литературы была священной и непревзойденной. Так остается и по сей день, но тогда, в мои юношеские годы, с прочтением этой книги что-то повернулось в моем сознании, и я открыл для себя возможность и способ говорить и думать не только категориями правды, но и категориями истины. Да, мое сознание формировалось под воздействием Чехова и Достоевского, истинных патриотов русского слова, но слово Булгакова вывело меня на совершенно новые вершины бытия.
Вы, наверное, не поверите, но я прочел эту книгу восемь раз подряд, и читал бы еще и еще, настолько это было мое, родное, до слез проникающее в самые глубины моего сознания. У меня было впечатление, что это не Михаил Афанасьевич излагает свои мысли, а я сам переживаю все перипетии его философии, его искрометной сатиры, его отношения к любви и истинно человеческим чувствам.
С первых же эпизодов на Патриарших и до самого конца романа я был пропитан его героями. Сюжет, казалось бы, абсолютно фантазийный, был для меня правдивее всех правд. Он нес такую энергию истины, которая могла быть только такой, как он ее описывал, и не было ничего, кроме этого.
А бал у сатаны! Какими невиданными красками нужно было пользоваться, чтобы внести столько оттенков в до чёрта ужасающие личности, в кровавых убийц, в омерзительных висельников и растленных уродов.
И вот, апофеоз, и Маргарита должна произнести те беспощадные слова, свою последнюю и единственную просьбу в отношении самого дорогого ей человека, но она молчит, она мечется в сомнениях, которые рвут ей душу и не дают произнести ни звука. И Воланд, конечно же, читает ее мысли. Для него нет преград в чтении человеческих душ, ибо он заранее, за тысячелетия уже познал всё то, что только сейчас переживают эти маленькие и неопытные человечки. И он произносит великие слова, которые может произнести только тот, кто знает самые страшные пороки, кто сам порочен до абсолюта.
Он говорит Маргарите:
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут».
М. Булгаков
Вот сколько лет прошло, но эта фраза и сегодня бьет меня наотмашь.
Согласен, никогда и ничего не просил. Никогда и ни у кого! Сама жизнь предлагала мне всё, в чем я нуждался, всё, что мне нужно было для моего творчества, для жизни, для счастья. Я никогда и ни в чем не нуждался. У меня есть всё, чтобы сказать, что я счастливый человек. У меня есть замечательная семья, в которой царит любовь и взаимопонимание. Рядом со мной моя любимая жена, пятеро прекрасных детей. Мы живем в саду, который посажен нашими руками, так, как было задумано моей любимой, точно, как она мечтала. Я умею ждать и умею надеяться. Может быть потому мне не нужно было ничего и ни у кого просить – сами всё давали, ибо я никогда не думал о себе, а всегда думал об общей пользе.
Именно поэтому лишь одно слово в этой фразе било и продолжает хлестать меня по сей день. И слово это «сильнее». Кто это такие, которые сильнее меня? В чем они сильнее? Где мне найти тех, кто обладает силой, способной то ли превосходить других, то ли подавлять?
В чем сила человека? Может быть, в мудрости. Может быть, в разуме. Но как можно просить у тех, кто мудрее и разумнее вас? Ведь они, безусловно, сами придут и дадут вам всё, что нужно для общего блага. Почему же я должен просить у тех, кто намного превосходит меня своей прозорливостью и пониманием жизни?
Да, у тех, кто стоит выше нас на склоне горы познания, уже есть опыт наших ошибок, наших поисков и находок. Они, как радетели тех, кто стоит чуть ниже, с радостью делятся своим опытом. Зачем же просить их? Сами придут, и сами дадут, ибо в этом смысл их жизни теперь.
И всё-таки есть одна просьба у меня именно к ним, высокостоящим и обладающим силой духа. Звучит она, как просьба к родителям, не к сатане, но к Отцу Истины. И звучит она так: «Отец, дай мне то, что я могу передать другим!»
Других просьб у меня нет…
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ. Читайте также: Как я заполучил красивейший экземпляр моей любимой книги "Мастер и Маргарита"
Ссылка на другие статьи из рубрики #жизнь в саду культура