Найти тему
Правмир

О красоте, которая не достигается косметикой

Мудрые размышления архимандрита Андрея (Конаноса).

Красиво не лицо, покрытое слоями макияжа, с ухоженной, гладкой кожей и т.д. По-настоящему прекрасное лицо – то, через которое отражается душевная благодать. Когда в нас живет благодать Божия, полученная в таинстве Крещения, когда она не исчезает, а напротив, расцветает - это отражается на лице. И тогда все мы красивы, очень красивы.

Тебе ведь хочется быть красивым мужчиной, красивой девушкой? Только не говори «нет». Лучше вспомни, сколько раз на дню ты смотришься в зеркало и думаешь о том, как выглядит твое лицо, волосы и т.п.; вспомни, как тщательно ты одеваешься, готовясь выйти из дома, потому что стараешься выбрать наиболее подходящую для того или иного случая одежду. И сколько раз в день спрашиваешь себя, красива ли ты и нравишься ли окружающим.

Одна женщина как-то пришла на исповедь к своему духовнику с обильным слоем косметики на лице.

- Почему ты так красишься, дочь моя? – спросил он ее.

- Я хочу быть красивой, отче, - ответила женщина в простоте. – Разве это плохо?

- Но ты и так очень красивая! – сказал в ответ священник.

- Да, отче, я знаю, спасибо!

Женщина подумала, что батюшка просто захотел сделать ей комплимент. Но он продолжил:

- Я имел в виду не твою внешность. У тебя красивая душа. В тебе живет уникальная, потрясающая красота! И я прошу тебя показать ее всем.

Красота, о которой сказал священник, не достигается косметикой. Любая красавица - стоит ей только проснуться и сразу после сна взглянуть на себя в зеркало - увидит там обычное заспанное лицо, как у всех потомков Адама и Евы, с опухшими глазами, искривленным ртом и прочими изменениями, которые происходят во время сна. Ведь все мы – люди. Но существует такая красота, которая – вне этого. И она никак не связана с уходом за кожей. Это «косметика», которую наносит на человеческое лицо Святой Дух, даруя нашим лицам истинную красоту и благолепие.

Не случайно греческое слово космос, от которого образована косметика, обозначает не только красоту, но и гармонию. То есть истинная красота неразрывно связана с красотой души, душевным обликом. А это, в свою очередь, непременно отражается и на лице. Так что именно к такой красоте следует стремиться в первую очередь, показывая ее мужу, детям и всем вокруг. Где бы мы ни оказались, нужно быть естественными, ведь естественный человек всегда прекрасен, как и всё настоящее. Согласны со мной?

Сравним, к примеру, живые цветы с искусственными: каким бы ни было сходство, искусственные цветы все равно проигрывают: они не благоухают, не растут, не вянут (а, как известно, многие цветы именно при увядании пахнут особенно сильно). Увядшая роза продолжает источать волшебный аромат – почему? Потому что он идет изнутри. Так и у человека. В каждом из нас есть благоухание. Господь всех создал бесконечно прекрасными, но мы не видим этого. Кто – самый красивый Человек на земле? Господь наш Иисус Христос. Именно Он – Источник подлинной красоты, но мы этого не понимаем. И поэтому каждый год миллионы и миллиарды тратятся на уход за лицом и телом – в погоне за настоящей, истинной красотой, которая, однако, продолжает ускользать от нас.

Если посмотреть на иконы святых, можно заметить, что в них нет светской красоты – того глянца и блеска, который так действует на наше воображение, вызывая сластолюбивые мысли. Это не значит, что в свое время эти святые не были красивы. Просто красота их была красотой души, что, несомненно, отражалось и на внешности.

Например, Богородица – неужели Она не была красивой? Апокрифы говорят, что на людей Она производила неизгладимое впечатление, потому что в ней жила благодать Святого Духа, внушающая благоговение, смягчающая сердце. Глядя на Нее, невозможно было не видеть, как Она прекрасна. При этом Пресвятая Дева носила закрытую одежду, то есть Ее внешний вид не пробуждал никаких плотских чувств. Она оказывала воздействие на души людей. Красивый по Богу человек – чистый, невинный и смиренный – оказывает на людей влияние, сам того не желая, а наоборот, стремясь скрыться от них. Его смирение и душевная красота не остаются незамеченными. Такой была Богородица, такими были святые.

Смиренный человек прекраснее всех на свете, и внешность тут совершенно не при чем. Вспомним, как после Литургии, прикоснувшись ко Христу, помолившись, причастившись и взяв просфору, мы выходим из храма во двор. Вокруг только и слышно: «С праздником! С Причастием! Как поживаете? Как дела?» Скажите, неужели в такие моменты все вокруг не кажутся нам красивыми? Абсолютно все. И в голову не придут мысли вроде: «Ну и страшный же ты! И там что за уродина…» Почему? Потому что в такие минуты мы смотрим на людей совсем иначе. И все нам кажутся симпатичными, красивыми и любимыми. Вот что такое Божественная Литургия – она приводит нас в страну Бога, то есть в страну красоты. Ведь Бог – это и есть красота. Где Бог – там красиво, потому что там – смирение, благодать и простота, обладающие невероятной, притягательной силой.

Нас привлекает Божественная красота, привлекают люди, наделенные Божией благодатью. И очень важно не потерять эту благодать. Если ты молод и невинен, и чист благодаря своей невинности, - постарайся не потерять красоту души и тела. Молодая девушка всегда красива, и еще красивее она без макияжа – какой ее создал Бог. И когда утром, помолившись, ты идешь на работу или учебу без макияжа, всем видна твоя настоящая, подлинная, уникальная и неповторимая красота. Ведь мода – мода в косметике, мода в одежде – делает нас похожими друг на друга. И если ты будешь краситься и одеваться, как все, то потеряешь свою уникальность и станешь просто одной из многих.

Источник

Перевод Елизаветы Терентьевой для "Правмира"

Читайте также: