Итак мы снова на территории усадьбы Шереметева, возведенной в 1740-е годы по проекту Саввы Чевакинского:
в саду всегда тихо, по-театральному уютно. Мы заходим сюда, чтобы продолжить экскурс по историческим страницам театра "На Литейном"
В 1926 году в театре на Литейном, начал работать т.н. Передвижной театр под руководством Павла Гайдебурова, на афишах впервые появились имена Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Вскоре его сменил Театр рабочей молодежи (ТРАМ), в котором молодые актеры осваивали новые для себя и для современного театра сценические принципы. Молодой Шостакович создал из актеров ТРАМа «духовую банду» в сопровождении балалаечников, сам репетировал с импровизированным оркестром.
В 1935 г. в ТРАМ распределяется А. Райкин , но это была "проба пера", т.к. вскоре он переходит на эстраду, а в 1939 году сидя за одним столом со Сталиным читает свои миниатюры и каждый раз вождь рукоплещет ему.
В театре на Литейном меняются имена режиссеров, да и сам театр часто меняет свое название..., пока не вливается в труппу театра Ленского Комсомола, переезжая на Петроградскую сторону...театр ЛЕНКОМ ("Балтийский дом") фасад и вестибюль .
Одним декабрьским днем я попал в этот самый ЛЕНКОМ на спектакль "Сирано де Бержерак" с Татьяной Пилецкой в роли Роксаны.
Она блистала красотой, изяществом, элегантностью, душевной (как мне показалось) прохладой, но главное произошло в антракте. В фойе театра увидел портреты актеров Т.Дорониной, О.Басилашвили, С.Юрского, Е.Лебедева.
Они, уже перейдя на Фонтанку к Г.А.Товстоногову в Большой Драматический театр им. Горького, доигрывали спектакли, в которых были заняты. Я что-то слышал о них, кого-то видел на экране и это событие стало трамплином театральной части моей биографии, т.к. уже через пару недель впервые увидел этих артистов на сцене БДТ и на многие годы почти забыл о существовании других театров. До конца 90-х годов это была "одна, но пламенная страсть".
Это было театральным потрясением для трех поколений ленинградцев. Об этих спектаклях говорили повсеместно, чтобы приобрести два билета очередь занимали за сутки до их продажи, в театральных кассах продавали 3-й ярус + нагрузку.
Покинув театр на Литейном, художник Эдуард Кочергин с 1972 года стал бессменным сценографом БДТ:
Конкурентов у БДТ той поры не было, он стал таким же символом города как Петропавловская крепость и разведенные мосты. И тем не менее в театре на Литейном уже начинали играть Татьяна Щуко (дочь известного архитектора), Эммануил Виторган (выпускник курса Г.А.Товстоногова), Иван Мокеев, Геннадий Ложкин.
В 1966 году главным режиссером театра стал Яков Хамармер. Он был, прежде всего, выдающимся руководителем, ищущим и дающим путевку в жизнь молодым талантам. «Прощание в июне» по Александру Вампилову был первым спектаклем этого драматурга, и мне удалось увидеть его в 1970-е годы. Тогда здесь начинали работу будущие режиссеры- корифеи ленинградской и московских сцен - Ефим Падве, Лев Додин, Генриетта Яновская, Кама Гинкас. Художественное оформление тех спектаклей осуществлял Эдуард Кочергин, которому принадлежат мемуары о жизни в послевоенном Ленинграде, в том числе - о встречах в театре "На Литейном".
Для меня все там было впервые: «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса, «Свидания в предместье» по пьесе А.Вампилова. Со спектаклей Е.Падве началась большая творческая и человеческая жизнь актера Евгения Меркурьева, который в «Собачьем сердце» М.Булгакова сыграл профессора Преображенского, а в роли Шарикова выступил молодой актер — Николай Фоменко.
Ефим Падве и Евгений Меркурьев трагически ушли в вечность. Ушла та музыка и театр стал другим.
О музыке театра 90-х и 00-х годов побеседуем в третьей части сюжета "Театр на Литейном".
В заметке использованы материалы сайта "Петербургский театральный журнал".
Валерий Дмитрян, краевед-фотограф.