И не просто пруд, а тот самый пруд, в котором утопилась героиня повести Карамзина "Бедная Лиза". Сложно поверить и в то, что Симонов монастырь был огромным, словно крепость, и действительно "работал" крепостью, защищая Москву с юга. Сложно поверить и в то, что тут ходили трамваи и даже поезда. Но вот в существование громадных заводов поверить не трудно, ведь их закрыли сравнительно недавно, а станция метро до сих пор называется "Автозаводской".
Экскурсию по этой части Даниловского района мне провела моя подруга Елена Потолицына. Если что - обращайтесь, дам её контакты, она здорово рассказывает ;). Но для начала можно прогуляться и самостоятельно, а уже потом выяснить подробности.
На первой картине - вид на монастырь с Москвы-реки, на второй - с Лизиного пруда. В общем, неподалёку от метро когда-то был пруд :). Он относился к монастырю. Воду в нём освящали. В освящённой воде выращивали рыбу для постного стола царя царя Алексея Михайловича, который периодически жил в Симоновом монастыре. Однако при этом пруд был общедоступным. После того, как повесть Карамзина стала популярной, на берегах Лизина пруда появилось ещё больше гуляющих. Они даже оставляли надписи на деревьях, например: "Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста! Топитесь, девушки, в пруду всем будет место! ". Потом часть луга сдали крестьянам под огороды, а после застроили домиками разраставшейся Симоновой слободы (у монастыря к тому времени отобрали большую часть территории).. В общем, пруд постепенно загадили, как это всегда бывает :(. В 1930 году его ещё пытались спасти, но потом всё же засыпали.
Вместе с прудом с карты Москвы пропали Лизин тупик, ведущий к пруду, Лизина слободка, Лизинская железнодорожная ветка с товарной станцией Лизино и Лизина площадь. Однако сохранилось здание Лизина вокзала на улице Ленинская слобода! Сейчас здесь находится женская консультация и станция скорой помощи.
Однако вернёмся к монастырю. Он был основан в 14 веке племянником Сергия Радонежского Фёдором. Выше я упомянула, что обитель на высоком берегу "работала" оборонительным сооружением, - однако при этом она являлась и образовательным учреждением. И в монастырь часто заезжали правители.
Колокольня обители была одной из самых высоких в Москве. Её снесли в советское время. От стен и башен тоже мало что осталось. Но, тем не менее, сейчас всё ещё можно полюбоваться на три башни - Дуло, Кузнечную и Солевую.
Сейчас монастырь действует. Церковь открыта для посещения. В обители собирается единственная в мире община слепоглухих, неслышащих и слабослышащих православных христиан, поэтому службы ведутся, в том числе, и на языке жестов.
А здание монастырского склада считается самой древней промышленной постройкой столицы.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (начало 16 века) раньше находилась на территории монастыря. Рядом с ней были похоронены участники Куликовской битвы. Надгробие героев Пересвета и Осляби установили в самой церкви, - но в тридцатые годы оно пошло на металлолом. Сама церковь долгое время была просто производственным помещением предприятия "Динамо".
Теперь церковь есть, а заводов нет. Однако всё равно там есть на что посмотреть! Это здание, издалека напоминающее храм, - бывшая проходная. Сейчас в ней хоккейный музей.
Это не замок, а трамвайная электроподстанция (1916 год).
А ещё в Ленинской слободе сохранились дореволюционные деревянные дома! Их, конечно, тоже реконструировали, - и всё-таки...
Однако данная местность интересна ещё и зданиями в стиле конструктивизма. Одним из ярких примеров является культурный центр ЗИЛ с колоннами и обсерваторией.
А это просто современная девушка с веслом на благоустроенном берегу Москвы-реки :).
В общем, вокруг станции метро "Автозаводская" смешались и спокойно сосуществуют разные исторические эпохи. Кстати, и сама станция необычная. Внимательно приглядитесь к одному из входов, - и вы, возможно, заметите, что раньше он был отдельным павильоном, который позже "встроили" в жилой дом...