Найти в Дзене
Диск W:

Скрытый потенциал: как SSD влияет на производительность в играх?

Оглавление

Твердотельные накопители стали неотъемлемой частью рабочих станций и мультимедийных компьютеров. Высокая скорость обмена данными между системой и диском обеспечивает мгновенный запуск Windows, гарантирует комфортную работу в самых тяжелых приложениях и позволяет в считанные секунды передавать десятки гигабайт информации. Именно поэтому SSD пользуются огромной популярностью в среде специалистов, чья деятельность так или иначе связана с производством контента: фотографов, видеооператоров, звукорежиссеров, 3D-моделлеров и многих других.

Но так ли этот девайс необходим геймерам? Или при сборке новенького ПК имеет смысл сэкономить и приобрести видеокарту помощнее? Спойлер: SSD не просто положительно влияет на производительность игр, но и, как бы удивительно это ни звучало, помогает повысить минимальную частоту кадров! Чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться, каким образом компьютер обсчитывает трехмерные сцены и какую именно функцию выполняет каждый его компонент.

Как формируется изображение в компьютерных играх?

Помните книжки-раскраски? Художник рисует контуры сказочных персонажей, а ребенок раскрашивает полученный эскиз, придавая картинке цвет и объем. Именно так и работает тандем «процессор — видеокарта». Процессор в данном случае выступает в роли художника, который создает черно-белый набросок-раскраску. При формировании трехмерной сцены он ответственен за подготовку полигонального «каркаса» всех объектов в кадре: NPC, зданий, машин, деревьев, различных предметов и т. д. Видеокарта же, подобно ребенку, делает созданный кадр красивым. Она отвечает за наложение текстур на объекты, просчет и отрисовку теней, расчет освещения, добавление различных визуальных эффектов.

Процессор создает 3D-каркас, а видеокарта добавляет к нему текстуры и различные эффекты
Процессор создает 3D-каркас, а видеокарта добавляет к нему текстуры и различные эффекты

Но любая игра интерактивна: NPC совершают какие-либо действия, взаимодействуют между собой и с окружением. Скрипты, отвечающие за поведение игровых персонажей и определенные разработчиками события, также обсчитываются процессором. А вот с физикой все сложнее: в зависимости от движка, ее могут просчитывать как процессор, так и видеокарта. В современных играх используется следующий подход: просчет физических моделей крупных объектов (людей, животных, автомобилей, зданий) «ложится на плечи» процессора, а вот за физику частиц, обработку волос, тканей и жидкостей отвечает уже видеокарта. Такое разделение обязанностей обусловлено тем, что видеокарта значительно лучше подходит для параллельных вычислений, нежели процессор.

Влияние SSD на производительность в играх

Но как все это связано с игровыми SSD? Напрямую. Чтобы процессор мог обрабатывать файлы движка игры, они должны быть загружены в оперативную память. А чтобы видеокарта могла накладывать на подготовленные кадры текстуры, они должны находиться в видеопамяти. И вот здесь узким местом оказывается именно накопитель, установленный в ПК. Если топовый HDD способен передавать данные в систему на максимальной скорости 227 МБ/с, то игровой SSD WD Black SN750 может похвастаться производительностью 3470 МБ/с, то есть в 16 раз быстрее. А вот то, как это скажется на пользовательском опыте, зависит сугубо от игры. Рассмотрим три примера.

Пример 1. Вы играете в коридорный шутер

-3

В таких играх пространство четко разделено на обособленные локации. Они достаточно компактны, поэтому непосредственно во время игрового процесса подзагрузок не происходит — все необходимые файлы загружаются в начале миссии/уровня.

В данном случае использование SSD практически не влияет на сам геймплей. Главное неудобство, с которым вы столкнетесь, если игра установлена на винчестере, — долгое ожидание загрузок каждой новой карты, что не понравится тем, кто ограничен во времени: терять лишние минуты, когда на игру есть от силы полчаса, как минимум обидно. С твердотельным же накопителем подобных проблем не возникнет.

Пример 2. Вы играете в игру с выраженным бэктрекингом

-4

Типичный пример — Prey 2017. Действие игры в жанре immersive sim происходит на космической станции, разделенной на обособленные отсеки, каждый из которых загружается отдельно. Во время игрового процесса подгрузок как таковых здесь опять же нет. Но нужно помнить о бэктрекинге: игрок вынужден по несколько раз возвращаться в одни и те же локации ради выполнения квестов и доступа в те места, куда ранее не мог добраться без определенных способностей или гаджетов.

Тут вы будете чувствовать себя гораздо лучше при наличии игрового SSD. Ведь одно дело — сходить на кухню и заварить чаек, пока загружается очередной уровень Call of Duty, чтобы потом спокойно наслаждаться ураганным экшеном, и совсем другой — пробежать 5 локаций туда и обратно ради того, чтобы открыть пропущенный в самом начале сейф, где лежит ценный квестовый предмет. Только вдумайтесь: если загрузки будут длиться хотя бы секунд 30, то вы потратите 5 дополнительных минут только на созерцание загрузочного экрана!

Пример 3. Вы играете в игру с бесшовным открытым миром

-5

Тот самый случай, когда SSD влияет на производительность игры напрямую. Локации Read dead redemption 2 или Assassin's Creed Odyssey настолько огромны, что даже на самом мощном ПК, собранном из топовых комплектующих, подгрузки будут происходить «на ходу». И в данном случае именно скорость накопителя определяет, до каких значений в такие моменты будет опускаться частота кадров. Каким бы мощным ни был ваш процессор, он будет простаивать до тех пор, пока в оперативную память не будут загружены необходимые файлы, и просто перестанет подготавливать новые кадры. То же касается и видеокарты: ей будет нечего «раскрашивать». Или нечем: тогда вы будете наблюдать наложение текстур на объекты буквально на ваших глазах, скачущие тени, «мыло» и прочие прелести, которые неизбежно испортят впечатление от атмосферной игры.

Этим камням явно чего-то не хватает…
Этим камням явно чего-то не хватает…

Используя HDD, в этот момент вы будете отмечать сильные просадки частоты кадров, которые иногда будут длиться доли секунды, а иногда — и несколько секунд (в зависимости от скорости винчестера и того, насколько «тяжелая» сцена генерируется в данный момент). Установка же игры на производительный игровой SSD позволит забыть о фризах: подгрузки станут происходить практически незаметно и не будут оказывать влияния на геймплей.