Найти тему

Подземные красоты для всех. Часть III

Перепост из моего Живого журнала, для этой площадки он тоже подойдет. Начало тут и тут.

46. «Киевских» у нас аж три, и мы перемещаемся на последнюю. Теперь это кольцевая линия (открыта 14 марта 1954 года, точка №10).

Любимое детище Никиты Хрущева, который волюнтаристски пролоббировал проект именно киевских архитекторов (под руководством Евгения Катонина) и постарался сделать станцию максимально красивой. Ну, как сам это понимал.

47. Здесь тоже мозаичные панно (их восемнадцать).

-2

48. Что самое ценное - подписанные. Можно ходить и читать (Есть например и «Пушкин на Украине»).

-3

Единственный момент: здесь очень людно и освещение гораздо хуже.

В строительстве двух «Киевских» (и двух «Павелецких») - АПЛ и КЛ - принимал участие отец режиссера Георгия Данелия Николай. Он вообще был видным метростроителем и в мемуарах сына даже рассказано о его пререканиях с предсовмина СССР Алексеем Косыгиным по профессиональным вопросам.

49. Немножко прокатимся по кольцу. «Краснопресненская» (открыта 14 марта 1954 года, точка №11). «Киевскую» хрущевским решением у группы архитекторов (Василий Егерев, Михаил Константинов, Феликс Новиков и Игорь Покровский) отобрали, но в качестве компенсации «Краснопресненскую» им позволили делать без конкурса.

-4

50. Вышло неплохо. Здесь не мозаика, а 14 гипсовых барельефов, перекличка 1905 и 1917 годов. Красная Пресня же.

-5

51. «Белорусская» Кольцевой линии (30 января 1952 года, точка №12). Авторы проекта Иван Таранов и Надежда Быкова (несмотря на разные фамилии это муж и жена).

-6

52. На пол обратите внимание, там и сейчас белорусские национальные узоры, но это уже остатки былого великолепия. При реконструкции рисунок был сильно упрощен.

-7

53. Прямо на потолке - двенадцать мозаичных панно маэстро Григория Опрышко. Сталинская премия второй степени за 1952 год.

-8

54. Герб БССР особенно удался. Рожь, клевер и лен, вот это вот все...

-9

55. В переходе стоит широко известная скульптура Матвея Манизера «Белорусские партизаны». Широко известна она потому, что каждый двадцатый приезжий норовит сфотографироваться, подсунув свою свою голову под руку дедушки. Наверно это здорово, иметь такое фото в домашнем альбоме.

-10

56. А еще в переходе потрясающие напольные светильники.

-11

57. Теперь мы на «Белорусской»-радиальной, то есть на Горьковско-Замоскворецкой зеленой линии. Или, если закопаться совсем в древность, на станциях второй очереди строительства (открыта 11 сентября 1938 года, точка №13).

-12

58. Обратите внимание на опять таки величественные бронзовые напольные торшеры в нишах и на пилоны, отделанные розоватым камнем.

Это достаточно нетипичный для подземных станций биробиджанский (точнее бираканский) мрамор из Еврейской автономной области. Если вы оттуда, вас замучила ностальгия и вы хотите прикоснуться к далекой малой Родине - милости прошу сюда.

У станции крайне богатая история в годы ВОВ.

В 1941 году здесь (на половине станции) ночами работал Генштаб (сами они не успели себе бомбоубежище построить до войны, а на «Кировскую» все не влезли). Есть воспоминания, описывающие как оперативный офицер, закончив работать в основном здании МО на Знаменке, вечером садился со своими секретными картами и документами в троллейбус и ехал на площадь Белорусского вокзала на ночную смену.

А на оставшейся половине станции спасались граждане.

59. Станцию, между прочим, однажды чуть не затопило при налете.

60. В торце живет маленький карманный Ленин, коротающий вечность в компании с поломойной машиной и антитеррористическим контейнером.

Это всего лишь половина. Следующая часть начнется с «Маяковской».