Найти тему
Kurok

Эмилия Моисеевна, пенсионерка

Я родилась в 1946 году и всегда жила в центре Москвы, немного меняя районы. В детстве я жила на Землянке – так раньше называлась низина между Курским вокзалом и Таганкой. Переулок, в котором я родилась, назывался до революции Грязный, а потом он стал называться Аристарховский, по имени одного революционера. Мы жили в отдельном одноэтажном домике. Дом был очень старый – построен из белого камня, полученного из стены белого города. Рядом была парфюмерная фабрика. Нам с папой и мамой полагалось всего 16 квадратных метров на троих, но поскольку стены дома были шириной около метра, то на подоконнике была моя детская – все мои игрушки стояли там. Гостиниц тогда в Москве не было, поэтому все родственники и их друзья, приехав в Москву, останавливались у нас. Самое интересное, что всем хватало места. 

Раньше кинотеатр «Иллюзион» в высотке на Котельниках назывался «Знамя». Мы часто туда ходили, там рядом была потрясающая кондитерская. Когда я училась в школе в старших классах, наша соседка сделала бутафорские шаржи на актеров Театра на Таганке, ухитрилась их вручить и это было настолько талантливо, что ее тут же зачислили в театр бутафором. Мы с подружками иногда ходили ей помогать – в частности с нашим участием был сделан легендарный занавес «Быть или не быть». Нас за это иногда пропускали бесплатно на спектакли. Один раз я встретила Высоцкого. Я подходила к театру и вдруг дверь служебного входа распахнулась и оттуда кубарем вылетел какой-то человек, а вслед за ним выскочил Высоцкий. Он выбросил того, первого, из театра. Что-то видимо между ними произошло. И вся его поза, выражение глаз, жесты – они были такие...Таких людей просто не бывает.

-2

Как-то так вышло, что телефон в нашем доме поставили к нам в квартиру и все соседи приходили к нам звонить. Рядом с телефоном всегда кто-то стоял и разговаривал. 

А потом появился телевизор. Первый раз я увидела телевизор у папы на работе. Конструкторское бюро, где он работал, располагалось в церкви на улице Разина. И на новый год сотрудников позвали туда с детьми. Мне тогда было лет 5. А вскоре свой телевизор появился и у нас дома. Экранчик у него был крошечный, размером как у современного смартфона. А чтобы лучше было видно, ставили специальную линзу. Программы по нему шли два всего часа в день и все эти два часа у нас на 16-ти метрах сидел весь двор. В комнате выключали свет, а если кто-нибудь опаздывал , на него начинали шикать – как в кинотеатре.

-3

Я по стопам родителей пошла в технический вуз и стала инженером. Наше КБ располагалось на Яузе, недалеко от дома. В какой-то момент в стране началась такая инфляция, что когда мы в начале месяца получали зарплату, то в конце месяца на эти деньги можно было купить в лучшем случае 2 кг карамели. А потом у меня родился ребенок, я ушла в декрет и сидела с ним на даче. Однажды на дачу приехал муж и сказал: поезжай в Москву, снимай деньги со сберкнижки родителей и если что-то сможешь купить, то покупай. Родители мужа лет 15 ежемесячно откладывали деньги на книжку, но к тому моменту их уже не было в живых. Я как сейчас помню, что я смогла купить на эти сбережения: два шерстяных пледа, шесть полотенец и еще какую-то мелочь. Все. 15 лет накоплений. Они наверное думали, что смогут квартиру или машину купить с этих денег, а вышло вот как...

Лет 20 назад у меня появилась коллекция винограда – декоративные изделия из чего угодно в виде виноградной грозди. С тех пор я покупаю виноград везде, куда ни приеду. Дома у меня теперь не только эта коллекция, но и настоящий «музей быта» – галстуки моего мужа, мои школьные прописи, дневники. Просто я плохо расстаюсь с вещами. У меня с ними свои особые отношения. Я не могу выбрасывать книги, хотя я понимаю, что мои внуки уже не будут их читать. У меня хранится блуза моей бабушки, вышитая монахинями. Это такая тонкая работа! Как можно это выкинуть? Недавно моя внучка выступала в ней на концерте (она играет на гуслях). На стенах в моей гостиной висят вышитые картины разных поколений – моей прабабушки, бабушки, мамы, мои и моей дочери. Они очень красивые, теплые уютные. Я очень их оберегаю и надеюсь, что мои дети будут относится к ним так же. 

Поэтому я не люблю дарить деньги, хотя сейчас это очень распространено. Если уж я совсем не знаю человека, то деньги конечно можно дать. Но если ты покупаешь подарок близкому, лучше выбрать вещь, которая ему реально понравится. А еще я всегда пишу что-то личное.