Найти тему

Стратегическая канва: стратегия голубого океана

Оглавление

Стратегическая канва - инструмент для диагностики рынка на данный момент и для создания голубого океана (новое рыночное пространство).

Стратегия голубого океана
Стратегия голубого океана

В винодельческой промышленности США конкуренция долгое время шла по семи основным направлениям:

  • Стоимость бутылки вина
  • Благородного вида упаковки, этикетка с наградами
  • Косвенный маркетинг, повышение осведомленности потребителей и розничных продавцов отдавать предпочтение конкретному винодельческому предприятию
  • Качество выдержки вина
  • Престиж винодельни и ее история
  • Богатство и утонченность вкуса вина
  • Ассортимент вин

Рынок был переполнен, предложение сильно превышало спрос.

Стратегическая канва винодельческой промышленности США
Стратегическая канва винодельческой промышленности США

Чем выше показатель ценности, тем выше и цена. Конкуренты следуют традициям, фокусируя внимание на избыточном престиже и качестве вина за высокую цену.

Австралийская винодельческая компания Casella Wines проанализировала отрасли альтернативных напитков: пива, спиртных напитков и готовых коктейлей, которые продавалось втрое больше вина.

Компания обнаружила:

  • Многие американцы не пили вино из-за того, что сложно привыкнуть к вкусу
  • Пиво и коктейли были, слаще и пить было проще

Модель четырех действий

Для создание новой кривой ценности нужно ответить на четыре вопроса:

  • Какие факторы, которые отрасль принимает как само собой разумеющиеся, следует упразднить?
  • Влияние каких факторов следует значительно снизить по сравнению со стандартами?
  • Влияние каких факторов следует значительно повысить?
  • Какие факторы из никогда ранее не предлагавшихся отраслью следует создать?
Модель четырех действий
Модель четырех действий

Обратив внимание на альтернативные напитки и на тех, кто не был ее клиентом Casella Wines создала три новых фактора: простоту употребления, простоту выбора и веселье. Отбросила либо снизила другие факторы.

Новое вино Yellow tail подобно пиву и коктейлям было приятно на вкус, имела незамысловатый фруктовый привкус. Отказалась от выдержки вина, сделали броскую и простую этикетку (технический жаргон был изгнан), сократило число предлагаемых вин, всего два: шардоне и шираз.

Стратегическая канва yellow tail
Стратегическая канва yellow tail

В результате вино пришлось по вкусу широкому слою потребителей алкогольных напитков, чем традиционные вина.

Решетка упразднить - снизить - повысить - создать

Решетка это дальнейшее развитие модели четырех действий, заставляя компанию не только ответить на четыре вопроса, но и предпринять конкретные шаги.

Побуждает компанию заполнять сетку, система сразу дает преимущества:

  • Дифференциация и снижение издержек;
  • Моментально выявляет компании, которые занимаются лишь повышением и созданием, что приводит к увеличению издержек и усложняет продукты или услуги;
  • Позволяет любого уровня легко понимать эту систему и активно вовлекать в процесс ее реализации;
  • Заполнение решетку означает тщательно изучить каждый фактор, по которому ведётся конкуренция в отрасли, выявляя допущения, сделанные неосознанно в процессе конкурентной борьбы.

Решетка упразднить - снизить - повысить - создать: на примере вина yellow tail.

Упразднить:

  1. Энологическую терминологию и особенности
  2. Качество выдержки
  3. Косвенный маркетинг

Снизить:

  1. Богатство вкуса
  2. Выбор наименований вин
  3. Престиж и солидный возраст винодельни

Повысить:

  1. Цену относительно недорогих вин

Создать:

  1. Простоту употребления
  2. Простоту выбора
  3. Развлечение и веселье

Три характеристики хорошей стратегии

Фокус - фокусировать внимание на 2-3 ценностях. По сравнению с традиционной конкуренцией, где вкладывают деньги во все факторы подряд. В результате получается бизнес-модель с высокими издержками.

Дивергенция - кривые ценностей компаний, придерживающихся стратегий голубого океана, никогда не бывают похожими.

Хороший слоган - у хорошей стратегии всегда чёткий и привлекательный слоган.

Выжимка из второй главы книги "Стратегия голубого океана"

Третья глава о первом принципе - реконструкций границ рынка.

Первой главе рассказывается, что такое стратегия голубого океана и зачем она нужна.