Интервью с Еленой Анатольевной Чайковской о появлении дворца спорта Янтарь
Елена Анатольевна Чайковская
Заслуженный тренер СССР (1970), заслуженный тренер России, заслуженный деятель искусств России (1994). Мастер спорта СССР (1957). Награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени. За успешную работу с литовскими фигуристами Правительство Литвы наградило Елену Анатольевну Чайковскую орденом Святого Гедиминаса. Автор нескольких книг, посвященных воспитанию фигуристов.
Зачем в Янтаре соединили каток с бассейном
Пожалуй, самое необходимое для меня, как и для любого тренера, — иметь базу для работы. В 1990-е годы, когда каток «Динамо» был приватизирован, я осталась без рабочей площадки. А ведь мы не можем тренироваться на асфальте! Нас было 200 человек, и я понимала, что мне негде искать помощи. В этот момент из России уехали почти все мои коллеги по фигурному катанию: кто в Америку, кто в Англию, кто в Европу. У меня тоже были предложения, но я осталась в Москве, потому что семья категорически отказалась уезжать: муж — известный журналист, главный редактор журнала «Физкультура и спорт», сын работал в МИД, долго жил за границей и тоже не собирался покидать Россию. В принципе, я и не рвалась особенно, продолжала искать что-то дома. Вскоре я встретила Андрея Андреевича Илиопуло, президента группы компаний «Новард», куда входит и «Сити-XXI век». Мы познакомились с ним на торжественном открытии по случаю возрождения Английского клуба. Заговорили о жизни, и я сказала, что мне негде работать, а главное — у меня способные ученики на руках. Он и говорит: «Давайте что-нибудь построим». Я слышала эту фразу уже в тысячный раз, поскольку ко многим обращалась за помощью — и к политикам, и к бизнесменам. Но все отвечали: «Елена Анатольевна, сейчас не до фигурного катания. Надо подождать». Вот и в этот раз я не поверила. И вдруг уже через пару недель раздался звонок: «Елена Анатольевна, вы еще не оставили мысль о строительстве катка?» Я просто ахнула! Закончили примерно через 11 лет после первого разговора с Андреем Андреевичем.
Сначала грянул дефолт, потом кризис... В 2008 году я уже думала,что не дождусь окончания строительства. Но в сентябре 2010 года это все-таки произошло. В миниполисе Строгинский был возведен ледовый чудо-дворец «Янтарь». Это фантастический комплекс, он даже получил премию как лучший реализованный проект столицы. В кризисные времена Андрей Андреевич вкладывал и свои личные средства в «Янтарь», поскольку останавливаться было нельзя. И я безмерно благодарна «Сити-XXI век» за это, поскольку другая компания могла бы давно все бросить —вон сколько у нас стоит недостроев…
Я была на каждом совещании, следила за тем, каким будет выход на лед, как располагаются раздевалки, как оборудуется звуковая комната, операторская. Ко мне прислушивались, советовались. В результате получилось великолепно. Когда это увидел ведущий солист Большого театра Николай Цискаридзе, он сказал: «Даже в Большом театре такого нет». Кроме того, мы соединили каток с бассейном. Дело в том, что в процессе подготовки ледовой арены вырабатывается горячая вода, поэтому во всем мире ее используют, оборудуя рядом бассейны. В России же куда ни приедешь, везде рядом с катком озерцо, из которого бьет фонтанчик с паром. Но моя придумка требовала новых инженерных решений, выкладок, поэтому все время в проект что-то добавляли.
Кроме того, мы сделали особую конструкцию потолка. Я очень долго тренировала фигуристов в горах Германии, Франции, Швейцарии, и там везде катки были оборудованы так, что с потолка не капал конденсат.
Проблема в том, что если потолок металлический, там собирается вода, она капает на лед, появляются большие наросты, и на катках обычно ведется с ними нещадная борьба. А для «Янтаря» по моей просьбе нам изготовили на военном заводе выгнутые формы, чтобы поднять потолок. В результате на льду нет ни одного пузырька!
Из особняка Кляйна в Янтарный город
Я познакомилась с этим районом в 1975 году. Один из моих учеников после очередной победы на чемпионате мира получил от «Динамо» возможность купить «Волгу». Ставить ее было негде, и тут ему выделили место на стоянке в Строгино. Когда надо было уезжать на соревнования, мы с ним приезжали сюда, оставляли машину, шли по лужам — до сих пор помню, как земля хлюпала. И ехали в аэропорт. Здесь ничего не было, только торчало несколько домов. С появлением миниполиса Строгинский и «Янтаря» «Сити-XXI век» положила начало комфортной и здоровой жизни: везде проложены велосипедные дорожки, в парке футбольный стадион и теннисные корты. «Сити-XXI век» также построила в Строгино новый корпус Высшей школы экономики — он стал еще одним общественным центром района.
В «Янтаре» есть очень хорошая хоккейная школа, можно заниматься синхронным плаванием в школе олимпийской чемпионки Марии Киселевой.
Спортивные сооружения стали центром притяжения жителей района. Здесь образовался очень правильный микроклимат для становления личности, для развития детей. Очень важно, что ты знаешь, в какой среде растет твой ребенок, где он играет с соседскими детьми. Рада, что утраченные традиции добрососедства в нашем районе успешно возрождаются.
Везти ребенка на тренировку с востока Москвы на запад — это же вечность, Проще до Санкт-Петербурга доехать. Везти ребенка на тренировку с востока Москвы на запад — это же вечность, Проще до Санкт-Петербурга доехать. Дети должны учиться, тренироваться, отдыхать, жить в семье. Если они у меня заканчивают в 7-8 часов вечера, а надо еще два часа ехать до дома, то это чудовищная трата сил и времени. Я думаю, что миниполисы, которые реализует сегодня «Сити-XXI век», — это и проект для будущего. По этому принципу и будут развиваться города России. Здесь все под боком — и дом, и детский сад, и школа, и спортивные секции. Родители могут не беспокоиться — ребенок ходит на тренировки самостоятельно. В так называемое мертвое время, с 13 до 15, в бассейне плавают пенсионеры, все дорожки заняты. И для взрослых все удобно: магазин, фитнес, парикмахерская —все в доме.
Я продала свою потрясающую квартиру в Олсуфьевском переулке в особняке архитектора Кляйна, который строил Пушкинский музей. И купила новую в «Янтарном городе». Сначала пригласила дизайнеров, но потом все-таки проект сделала сама. Придумала стеклянную стену, в которой поместилась коллекция фарфора — моего родового и «Мейсона», который я собираю. Каждая вещь — это история, я люблю смотреть и вспоминать что-то связанное с этими предметами.
Когда мне надо в Большой театр, я могу быстро собраться. В условиях нехватки времени это очень ценно. Можно многое успеть и еще провести время с семьей, погулять — у нас есть потрясающая набережная. Каждый год «Конек Чайковской» и «Сити-XXI век» устраивают «Рождественские катания» для жителей миниполиса Строгинский. На праздник собираются сотни людей, причем приходят целыми семьями. Я тоже выхожу на лед вместе со своими учениками и нашими тренерами. Этой замечательной традиции в 2020 году будет уже 10 лет.
Когда я вошла в новый ледовый дворец, то подумала: «Чего еще можно пожелать?» Я привыкла жить планами, всегда что-то делала — растила сына, учеников, внуков, выращивала деревья. Я человек творческий, мне нужно было найти способ самовыражения. И тут в какой-то момент даже не знала, о чем еще мечтать. Но все-таки мечты появились. Пока не буду распространяться, еще рано… Но меня радует, что живу и работаю в очень комфортной атмосфере, она располагает к тому, чтобы строить красивую жизнь.
Девелоперской группе «Сити-ХХI век» исполнилось двадцать лет, и я хочу пожелать ей такой же созидательной деятельности, чтобы во всех частях Москвы и Московской области появлялись подобные миниполисы. У меня были предложения снова уехать в центр, но я не уеду. Здесь так хорошо душе, царит особенный микроклимат и люди живут особенные. Хочу пожелать «Сити-ХХI век» не останавливаться. У них получается создавать удивительный город внутри города. И дай Бог, чтобы многие люди смогли окунуться в эту атмосферу.