Мне нравится писать свои заметки, не просто излагая какие-то факты и соображения, что называется «с пустого места». Больше увлекает с кем-то поспорить, пусть даже мысленно, пусть даже с воображаемым оппонентом. А потом изложить свои аргументы в виде статьи…
Но лучше всё же дискутировать с кем-то реальным. Здесь моим заочным визави опять будет С.А. Михеев. В одной из своих передач «Железная логика», говоря о формировании Российской Державы он сказал почти буквально следующее: (1)освободившееся от «монголо-татарского ига» Русское государство начало расширяться, занимая ПУСТЫЕ ТЕРРИТОРИИ,на которых раньше была Орда. Но, вот, Орда исчезла, а Россия стала стала распространяться на эти земли…
(2) А сама Орда — она вообще не была полноценным государством. Это были какие-то кочевники, которые «набегали», грабили и «отбегали»…
Очень надеюсь, что уважаемый мной Сергей Александрович просто так пошутил…ну,хотя бы отчасти пошутил. Но всё же разберу эти весьма странные высказывания.
Начну, само собой, с первого высказывания, о, якобы, расширения России за счёт каких-то «опустевших от Орды» территорий.
Во-первых,о каких освободившихся от Орды и опустевших землях идёт речь? И куда Орда ушла с них «ушла»? Вообще-то, она никуда не уходила. Просто распалась на ряд государств. Причём одним из таких государств была сама Московская Русь, бывший Русский Улус Орды. И никаких пустых земель не было, которые Россия занимала каким-то чуть ли не естественно-природным путём, вроде того, как брошенный огород зарастает бурьяном. Относительно «брошенным» и опустевшим после окончательного распада и краха Улуса Джучи (Орды) оказался регион, называвшийся «Диким полем» (северная часть донских степей). А все остальные территории были поделены между государствами, на которые распалась Орда (более правильно называть «Улус Джучи») — между Крымским, Казанским и другими ханствами. И, как раз, территории этих государств Московская Русь-Россия присоединяла к себе одну за другой. И это был вовсе не природный процесс. Всё это происходило в упорной и сложной политической борьбе.
Кстати, последний раздел земель бывшей Орды случился в самом начале 16-го века. Тогда так называемая Большая Орда, фактический правопреемник Улуса Джучи, в 1502 г. была уничтожена Крымским ханством, на тот момент, кстати, союзником Московского государства. А территория её была поделена между Крымским, Казанским, Астраханским ханствами, Ногайской Ордой и Россией, которая стала присоединять к себе земли вниз по течению реки Дон (о чём уже было сказано выше). Причём происходило это тогда, когда даже ещё не вся бывшая Северо-Восточная Русь была объединена вокруг Москвы: доживали свои последние относительно независимые годы Псковская боярская республика и Великое княжество Рязанское.
Кстати, только что возникшее Московское Царство (именно так: первым титул царя примерил на себя великий князь московский Иван 3-й, а вовсе не его внук Иван Грозный; до этого царём считался ордынский хан) мгновенно и очень активно включилось в борьбу за овладение ордынским наследством. Уже в 1480 г. в вассальную зависимость от Москвы (правда,временно) был поставлен такой осколок Орды, как Сибирское ханство. Кстати, случилось это ещё до «освобождения от монголо-татарского ига», которое, впрочем, произошло в том же году (следующий раз вассалитет Сибири по отношению к Москве был подтверждён в 1556 году и нарушен чингизидом Кучум-ханом,пришедшим из Бухары и захватившим власть в Сибири незадолго до знаменитого похода Ермака в Сибирь в 1581 году). А чуть позже Москва стала подгребать под себя Казанское ханство, сажая на казанский ханский престол одного за другим своих ставленников из многочисленных царевичей-чингизидов, находившийся в Москве, так сказать, в «политической эмиграции».
Причём, что интересно, именно в начале 16-го века, после уничтожения Большой Орды, резко испортились отношения Москвы и Крыма, которые до этого времени были союзниками. И испортились они, в первую очередь, из-за выяснения отношений, кто же из них главный в претензиях на овладение ордынским наследством — крымский хан или московский царь.
Так где же в этих всех политических хитросплетениях «естественное» раширение России на некие опустевшие земли,которые стояли себе пустыми после того,как Орда невесть куда с них откатилась?…
Лично я трактую эти события конца 15-го — конца 16-го веков, как новое объединение распавшейся было Орды. И во главе этого нового объединения встала одна из частей бывшей Орды — Русский Улус,превратившийся в Московское Царство. И происходило это новое объединение в острейшей борьбе с другой частью бывшей Орды — Крымским ханством, которое тоже претендовало на роль такого объединителя. Причем претендовало и на то, чтобы вновь сделать Россию частью этой заново объединённой Орды, но только под руководством крымских ханов. Однако в конце концов потерпело поражение в борьбе с Москвой, окончательно в трёхдневном сражении при Молодях в 1572 г.. Кстати, эта битва — совершенно необоснованно забытое (или почти забытое) событие. Это был последний эпизод, когда один из осколков Орды-Крымское ханство, попытался (правда, не сам по себе, а при активной помощи турецкой Османской империи) серьёзно оспорить претензии России на овладение всем «постордынским пространством», сам выступая с такими же точно претензиями. Причём претендуя, повторяю, и на Россию именно как на часть ордынского наследия.
После разгрома при Молодях Крым стал стремительно превращаться сначала в небольшое региональное государство,а чуть позже и вовсе выродился в разбойничий анклав под турецкой «крышей», растеряв практически все ордынские имперские традиции. И, хотя России ещё не раз приходилось платить «дань» Крыму (вплоть до царствования Петра 1-го), но эта так называемая дань уже не была символом политического подчинения (крымские ханы больше и не думали оспаривать царский титул московских владык, как это было до битвы при Молодях). Эта дань была просто периодическим откупом от набегов бандитской шайки, до уровня которой деградировало Крымское ханство.
А Московское Царство стало, напротив, превращаться в могучую Державу, овладев сначала почти всем ордынским наследием (вновь объединив ордынские земли!), а потом, перешагнув и эти границы, продолжило рост и дальше на Восток (и на Запад тоже).
И, что интересно и показательно, объединение бывших ордынских земель под эгидой Москвы нигде не приводило к войнам на истребление местного населения, к его изгнанию с территорий проживания или к его порабощению. Фактически это население включалось в состав Российской Державы на примерно тех же правах и примерно с теми же обязанностями, которыми обладал «титульный» народ — русские.
Причём само это население вовсе не считало русского царя лютым иноземным захватчиком. Народы бывшей Орды (а, в дальнейшем, и народы других частей Великой Монгольской Империи, которые входили в состав России — буряты,калмыки) называли российского самодержца Белым Ханом. Тем самым они подчёркивали,что считают его легитимным преемником власти ордынских ханов-чингизидов. И это несмотря на разницу в вероисповеданиях. Ведь московский хан-то был православный,а не мусульманин и не язычник… Кстати, религиозным гонениям вошедшие в состав Российской Державы народы тоже не подвергались.
Так что, хочет кто или нет, Российская Держава, во многом является наследницей Великой Орды, наследницей мощной традиции Империи, объединившей большую часть Евразийского континента в единое политическое и цивилизационное целое. И, например, периодически раздающиеся взвизги наших нынешних украинских «братьев» на тему того, что вот,мол-де, русские, москали — ордынцы, не лишены оснований. Только этого не стесняться надо, а гордиться тем, что мы — наследники великой политической традиции. В отличие, кстати, от наших этих бывших «братишек», стремительно превращаюхся не в окраину даже (кстати, украина — это и есть «окраина» на старорусском языке), а просто в захолустье чужой и, в общем-то, враждебной Западной цивилизации, и в наследников бандеровцев — холуев немецких нацистов. А мы, напротив, по сути дела являемся не просто реально суверенным государством (с трудом, но приходящим в себя после распада и позора 90-х годов прошлого века), а Великой Державой и самостоятельной цивилизацией.
P. S. Кстати, слову «Орда» придали негативный смысл разного рода «европеидно» ориентированные историки послепетровских времён. Именно с их подачи это слово приобрело смысловой оттенок чего-то мощного, но, при этом тёмного, мрачного, и хаотичного. И в этом смысле даже стало нарицательным. Ничего подобного в восприятии Орды не было в Московском Царстве в допетровские времена. А вообще-то «Орда», на самом деле, обозначает строгий порядок. Орда в изначальном смысле — это особый порядок устройства ставки вождя, хана, когда правильными концетрическими кругами в иерархическом порядке вокруг центральной юрты правителя располагаются юрты его самых «ближних» людей, потом просто «ближних» людей, потом просто подданных и т.д. Кстати, слово «орда» странным образом созвучно другому слову, тоже обозначающему порядок — немецкому слову «орднунг». Я не делаю никаких выводов из этого созвучия, просто интересно…