Символами царской власти являются регалии (инсигнии). Поскольку царь был помазанником Божиим, инсигнии рассказывали о священности, сакральности его правления. Царские шапки, бармы (оплечье), животворящий крест, драгоценный пояс, нагрудная икона, золотая цепь, скипетр и яблоко-держава составляли «царский сан» и хранились в царской казне под строжайшим надзором.
Известно, что в чине венчания Ивана Грозного на царство упоминается Шапка Мономаха. С ее происхождением связана красивая легенда. После похода на Византию киевский князь Владимир Мономах (1113–1125) получил шапку в подарок от своего деда по матери, византийского императора Константина IX Мономаха. Таким образом возникла версия преемственности власти русских князей и царей от византийских императоров. Но историки установили, что Константин Мономах умер в 1055 году, когда Владимиру было всего два года, и, соответственно, он не мог организовать военного похода при жизни императора. Кроме этого в византийских источниках нет упоминаний о дочерях императора, поэтому степень родства Константина и Владимира остается под вопросом.
Но откуда шапка появилась на самом деле? Здесь учёные расходятся во мнениях. В статье «Золото шапки Мономаха. Тайна царского венца», опубликованной в №9 журнала «Родина» за 2012 г., С. Богатырев пишет: «Обычно считается, что головной убор находился в казне московских князей ещё со времён Ивана Даниловича Калиты (1325–1340), но назывался он тогда не «Шапкой Мономаха», а просто «золотой шапкой». Основываясь на стилистике и технике украшения шапки, специалисты обычно считают, что она была изготовлена восточными мастерами. Многие учёные связывают происхождение шапки с ханом Узбеком (1313–1341). Согласно Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой, Иван Калита получил шапку после смерти своего родного брата Юрия Даниловича, который был женат на сестре Узбека Кончаке. По мнению Г. Д. Филимонова, шапка была прислана Ивану Даниловичу Узбеком, а тот в свою очередь получил её от своего родственника, египетского султана в 1317 году (сама шапка была сделана в Каире в XIV веке). И. А. Бобровницкая также считает, что шапка поступила от Узбека, но отвергает идею о её происхождении из Египта. В то же время Н.В. Жилина полагает, что Иван Калита мог приобрести шапку в генуэзской колонии Кафе в Крыму».
Богатырев предлагает свою версию, как Шапка Мономаха досталась первому русскому царю. Он считает, что «золотая шапка» передавалась по наследству от одного московского князя другому. При этом, судя по духовным грамотам московских князей, традиция прерывалась дважды. От Ивана Калиты она переходит его сыну Симеону Гордому, но в описании казны правившего после смерти Симеона его брата Ивана Красного она не упоминается. А в завещании Ивана вновь присутствует золотая шапка. По всей видимости, была изготовлена новая, чтобы сохранить традицию, заведенную еще Калитой.
Второй раз, как полагает исследователь, история золотой шапки прервалась при деде Ивана IV Иване III, первым получившим прозвище Грозного. Он был женат дважды: на тверской княжне Марии Борисовне (скончалась в 1467 г.) и византийской принцессе Софье Фоминичне Палеолог. Сын от первой жены Иван Иванович умер молодым в возрасте 32 лет. Иван III объявляет наследником его сына Дмитрия и венчает внука на княжение. Это была первая церемония венчания, которая потом легла в основу царского 1547 г. По каким-то причинам Дмитрий и его мать Елена Волошанка впали в немилость великого князя (И.Я. Фроянов считает, что Дмитрий и его мать впали в ересь жидовствующих), и Иван III передает власть своему сыну от Софьи Василию. При этом парадная шапка, как считает историк А.Л. Хорошкевич, осталась в собственности Дмитрия.
Дипломат Священной Римской империи С. Герберштейн в своих «Записках о Московии», описывая обряд венчания внука Дмитрия, пишет: «Шляпа на их языке называется schapka; её носил Владимир Мономах и оставил её, украшенную драгоценными камнями и нарядно убранную золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками, будучи подвешены на золотых проволочках».
Но, вне зависимости от того, у кого осталась золотая шапка, преемственность княжеской власти от Византийской империи должна была прослеживаться. А главная часть мифологемы завязана на Шапке Мономаха. Поэтому в казне отца Ивана Грозного она была.
На основании анализа орнамента хранящейся в Оружейной палате Шапки Мономаха С. Богатырев рассудил, что составляющие шапку восемь золотых пластин были получены из двух разных золотых шлемов. «Головные уборы, для которых изначально предназначались пластины, несомненно, были незаурядными произведениями, созданными в каком-то развитом центре ювелирного искусства, испытавшем сильное монгольское влияние, скорее всего, на северо-восточной окраине Византийского мира (в частности, в Крыму) или непосредственно в западной части Монгольской империи, известной как Золотая Орда. В то же время детали Шапки Мономаха плохо состыкуются друг с другом. Пластины грубо соединены между собой проволокой. <…> Очевидно, что изначально детали имели разное предназначение и только позже были скомпонованы в единый головной убор».
Опираясь на исторические документы, исследователь делает следующий вывод: «Скорее всего, Шапка Мономаха была собрана в Москве во времена Василия III из различных золотых деталей, хранившихся в великокняжеской казне, включая пластины шлемов детей Ивана Красного [Ивана Ивановича Малого, Дмитрия Донского], которые поступили в Москву в составе белозерской казны [от внука Дмитрия Донского князя Михаила Андреевича Верейского-Белозерского]. Ко времени сборки шапки некоторые пластины уже были утрачены, поэтому великокняжеским мастерам пришлось использовать пластины из обоих шлемов с разной ориентацией орнамента по нижней кромке. Символ древнего происхождения великокняжеской династии, шапка Мономаха прекрасно отражает яркую и эклектичную культуру Москвы первой трети XVI века».
Прослушать подкаст:
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.