Найти тему
Владислав Маслов

История танка Маус

В этой теме мы рассмотрим тему создания танка маус

Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus — «Мышь», Sd.Kfz 205, иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса - 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях участия не принимали. На данный момент в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров, в Бронетанковом музее в Кубинке.

Маус

Maus в бронетанковом музее в Кубинке

Maus (первый вариант)

Классификация

сверхтяжёлый танк

Боевая масса, т

188,9 целый,140 без башни

Компоновочная схема

отделение управления спереди, моторное сзади, боевое посередине

Экипаж, чел.

6[1]

Годы производства

1944—1945

Годы эксплуатации

1944

Количество выпущенных, шт.

2

Основные операторы

Германия

Размеры

Длина корпуса, мм

9030

Длина с пушкой вперёд, мм

10200

Ширина, мм

3670

Высота, мм

3660

Клиренс, мм

500

Бронирование

Тип брони

стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град.

200 / 35°

Лоб корпуса (низ), мм/град.

200 / 55°

Борт корпуса (верх), мм/град.

185 / 0°

Борт корпуса (низ), мм/град.

105+80 / 0°

Корма корпуса (верх), мм/град.

160 / 35°

Корма корпуса (низ), мм/град.

160 / 30°

Днище, мм

55-105

Крыша корпуса, мм

50-105

Лоб башни, мм/град.

220 / 0°-50°[2]

Маска орудия, мм/град.

240

Борт башни, мм/град.

210 / 30°

Корма башни, мм/град.

210 / 15°

Крыша башни, мм

65

Вооружение

Калибр и марка пушки

128 мм KwK-44 L/55,

75-мм KwK-40

Тип пушки

нарезная

Длина ствола, калибров

55 для 128-мм[3],

36,6 для 75-мм[4]

Боекомплект пушки

61 × 128-мм[3],

200 × 75-мм[4]

Углы ВН, град.

—7…+23

Прицелы

перископический TWZF

Пулемёты

1 × 7,92-мм

MG-34

Другое вооружение

огнемёт flammenwerfer

Подвижность

Тип двигателя

V-образный

12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом

Мощность двигателя, л. с.

1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр)

Скорость по шоссе, км/ч

20

Скорость по пересечённой местности, км/ч

18

Запас хода по шоссе, км

160

Запас хода по пересечённой местности, км

62

Удельная мощность, л. с./т

5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр)

Тип подвески

сблокированная попарно, на вертикальных пружинах

Удельное давление на грунт, кг/см²

1,6anzerkampfwagen.

История создания и судьба проекта

В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал:

Через день я выехал на поезде в Лётцен, где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером, а во второй половине дня был на докладе у Гитлера. 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемёта для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить её. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…

В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».

-2

23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалась легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.

Цех для «мышонка» в Neuen Verskraft, на полигоне в Куммерсдорфе, 2013

Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.

Маус в танковом музее в Кубенке
Маус в танковом музее в Кубенке

Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.

В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

Маус 44-45
Маус 44-45