В канун Нового Года канал ФКИ (фантастика, космос, история) публикует ностальгически-позитивную статью. Понятно, что этот обзор не самый тяжелый в плане подготовки, подбора материала и усилий автора. В преддверии самого ожидаемого праздника миллионов, просто хочется позитивных эмоций, кто знает о Буране (а таких читателей, конечно, будет много), просто еще раз вспомнит об успехе наших отцов, было это не так уж и давно.
Общие сведения.
В 70-е годы прошлого века Соединенные Штаты Америки сменили вектор своей космической «экспансии». Закрыта дорогостоящая лунная программа. Американцы запускают новый проект в космосе - "Space Shuttle". Этот проект, представляет собой создание космического челнока многоразового использования. В 1981 году состоялся первый запуск космического челнока «Колумбия» с экипажем на борту.
Собственно, как и многое во времена холодной войны, программа шаттлов, кроме использования его в научных целях, предполагала и военный аспект. Во-первых, шаттл рассматривался как потенциальный носитель ядерного оружия в космосе. Во-вторых, мог использоваться для уничтожения или повреждения советских военных спутников.
В тех условиях, Советский Союз просто не мог не сделать ответный ход. Ответом стала космическая программа «Буран» - «Энергия», утвержденная в 1976 году. Она предполагала разработку собственного многоразового космического корабля и ракеты – носителя, способной вывести этот корабль на орбиту. В проект включились десятки министерств, сотни предприятий и десятки тысяч конструкторов, инженеров, рабочих и т.д. по всему Советскому Союзу.
Ракета-носитель "Энергия".
Ракета – носитель «Энергия» сверхтяжелого класса создавалась не только в качестве носителя многоразового космического корабля «Буран». Эту ракету предполагалось использовать и для иных целей. Среди них: доставка грузов на орбиту Земли, Луны и Марса, пилотируемые программы. В общем, создавая эту ракету, Советский Союз нацеливался на движение в космос.
«Энергия» выполнена по двухступенчатой системе. Каждый, из четырех блоков первой ступени, оснащен одним жидкостно-ракетным двигателей РД-170, работающем на жидком кислороде и углеводородном горючем. На вторую ступень устанавливались четыре ЖРД РД-0120 на кислородно-водородном топливе.
Особенностью ракеты-носителя являлось многоразовое использование блоков первой ступени. После старта, примерно после двух минут полета, они отделялись от ракеты и приземлялись в заданном районе с помощью использования парашютной системы.
Ракета – носитель «Энергия» могла нести за пределы Земли около ста тонн полезной нагрузки. Модульность первой ступени позволяла моделировать ракету в соответствии с теми или иными задачами. Предполагалось создание целого семейства ракет «Энергия»: с двумя блоками первой ступени (до 34 т. полезной нагрузки), с восемью блоками первой ступени (свыше 200 т. полезной нагрузки, для полета на Марс).
Многоразовая транспортная космическая система «Буран».
Сам «Буран» представлял собой аппарат «самолетовидной» (уж простите за слово) формы. В отличии от американских шаттлов, наш челнок мог осуществлять полет и посадку в автоматическом режиме. Американский шаттл, начиная со старта, использовал наряду с разгонными двигателями ракеты-носителя и собственные двигатели. «Буран» выводился на орбиту полностью «Энергией».
Внешнюю обшивку многоразового корабля составляют уникальные гибкие плитки, носящие функцию термозащиты корабля. «Буран» покрыт ими, словно чешуей.
Длина челнока – 36, 6 м, размах крыла – 24 м. Высота «Бурана» составляет 16 метров (с шасси). Масса – 100 тонн (из них 14 тонн топливо).
Экипаж корабля включал в себя 2-4 члена, с возможностью доставки в космос шести пассажиров.
«Мрия», Ан – 225.
Для траснпортировки «Бурана» на Байконур был разработан и построен специальный грузовой самолет, грузоподъёмностью более 250 тонн.
Всего в СССР, было построено два космических челнока «Буран» (три находились в разной степени постройки), а также два самолета Ан -225.
Полет.
15 ноября 1991 года «Энергия – Буран» стартовал с космодрома Байконур в автоматическом режиме. Корабль был штатно выведен на орбиту нашей планеты, совершил два витка вокруг нее. Затем, корабль совершил тормозной маневр и стал снижаться для посадки на Байконур. Посадка была успешной.
Про то, что было потом, писать сегодня не буду.
С Наступающим Вас!!!