Найти тему
ЗВЕЗДЫ БЫЛИ ВЧЕРА

МИХАИЛ КУЗНЕЦОВ: ПОЧЕМУ СОЛДАТ ИЗ "МАРЬИ-ИСКУСНИЦЫ" ДОЛГИЕ ГОДЫ БЫЛ ВЫНУЖДЕН РАБОТАТЬ НА УКРАИНЕ

25 февраля родился Михаил Кузнецов (1918-1986), актер не то чтобы забытый, а, скажем так, редко вспоминаемый.

Кузнецов был мальчишкой из обычной семьи, который как-то вдруг заболел театром. Поскольку денег не было, посещал он храмы Мельпомены своеобразно.
Являлся к началу второго действия без пальто и шапки и пер мимо билетеров, утверждая, что выходил в антракте покурить.


Казалось, путь в искусство ему заказан. Кузнецов не мог даже закончить десять классов: нужно было кормить себя и мать, а в те годы среднее образование было платным.
Паренек встал к токарному станку на шарикоподшипниковом заводе. Однако, маниакально посещал самодеятельность.

В 1935 году Кузнецов услышал, что Станиславский открывает Государственную оперно-драматическую студию. Имея приятный баритон, решил рискнуть.
Красивый широкоглазый юноша с легкостью проходит первые туры, но последний экзамен совпадает по времени с заводской сменой. За прогулы тогда не увольняли, а сажали. И Кузнецов нарочно обжег руку кислотой и был официально отправлен в медпункт, откуда побежал на экзамен.

"МАШЕНЬКА"
"МАШЕНЬКА"

Студия готовила оперных артистов, но у Кузнецова кроме голоса оказалась внешность, на которую обратил внимание кинематограф.
Первый всесоюзный успех Кузнецов сникал в фильме Юлия Райзмана «Машенька».

Сначала в кино Михаилу Кузнецову мешала школа Станиславского. Он искал глубины образа, тогда как режиссеры просто эксплуатировали внешность. Это приводило к конфликтам на съемочной площадке. Один из них в будущем едва не разрушит карьеру актера. Ведь поругался он с самим Пырьевым на съемках фильма «Секретарь райкома».

Другой конфликт стал фактом киноискусства. Молодой, начинающий актер схлестнулся с Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.

"ИВАН ГРОЗНЫЙ"
"ИВАН ГРОЗНЫЙ"

Эйзенштейн увидел Кузнецова на съемках «Машеньки» и сразу запомнил. Приступая к исторической эпопее «Иван Грозный» он пригласил Михаила на роль любимого царского опричника Федьки Басманова. В сценарии образ Федьки был прописан схематично. Он устоялся, только когда на площадке появился Кузнецов.

А дальше началась нешуточная схватка двух школ. Эйзенштейн рассматривал актера сквозь призму мейерхольдовского театра, где тот - средство пластического выражения режиссерского замысла.
Кузнецов и сам признавался:

«Эйзенштейн как бы помещал в золотую клетку. Это очень красиво, но все-таки ты находишься в клетке его воображения».

Воспоминания об Эйзенштейне Кузнецов так и назвал: «Мы спорили…»
В результате же получилась картина, все создатели которой вписали свои имена в пантеон киноискусства.
Прелестный Басманов Кузнецова в «Пляске опричников» один из самых узнаваемых эпизодов мирового кино.

"ТАРАС ШЕВЧЕНКО"
"ТАРАС ШЕВЧЕНКО"

Только вот незадача, «Иван Грозный» не понравился Сталину. Фильм лег на полку, что по существу убило Сергея Эйзенштейна.
А Кузнецов столкнулся с отсутствием работы. Наступил период малокартинья, да еще на «Мосфильме» набирал властные обороты личный враг актера Иван Пырьев.
Кузнецов решает перебраться на Киевскую киностудию. Было ли это решение правильным? Сначала казалось, что да. Студия, конечно, не блистала шедеврами, но вдруг выдала блокбастер «Тарас Шевченко», где Кузнецову досталась драматическая роль солдата Скобелева. За нее он получил Сталинскую премию первой степени.

"МАТРОС ЧИЖИК"
"МАТРОС ЧИЖИК"

И все-таки на Киевской студии Кузнецов снимался много, но малоудачно. Особняком стоит фильм Владимира Брауна «Матрос Чижик».

Браун позволил выстроить роль от начала до конца. По признанию Кузнецова это его любимый фильм, самый заветный.
«Матроса Чижика» до сих пор нет - нет да и покажут по телевизору.
Как и «Марью-искусницу» Александра Роу, где Кузнецов сыграл сказочного солдата. Именно по «Марье-искуснице» помнит Кузнецова широкий зритель.

"МАРЬЯ-ИСКУСНИЦА"
"МАРЬЯ-ИСКУСНИЦА"

Впервые после долгого перерыва Кузнецов снимался в Москве, на студии Горького и сразу такой успех. Казалось бы, с этим фильмом он триумфально вернулся в столицу. Но нет, здесь его никто не ждал. «Марья-искусница» стала последним безусловным шедевром Кузнецова. Дальше косяком пошли возрастные роли.

С годами Кузнецов махнул рукой на заветы молодости, когда спорил с великими. На вопрос одного из зрителей насчет творческих планов обескураженно ответил: «Планы? Их у меня нет. В драматическом театре я не работаю. Куда меня пригласят – туда и пойду»

И вообще в результате долгой работы на Украине для Кузнецова сложилась парадоксальная ситуация. Киев и Москва никак не могли договориться, кому выдвигать актера на звание Народного, кивая друг на друга. В результате актер долго ходил без звания.
В трудные годы выручало вокальное образование. Кузнецов ездил с концертами по стране, с программой стихов и песен.

-7

Из последних киноработ Кузнецова критики выделяют прошедшую вторым экраном картину Валерия Гурьянова «Тайное голосование» (1980). Зритель же, наверное, помнит его князя Прозоровского в «России молодой» (1982).

Остается добавить, что двоюродный брат Михаила Кузнецова тоже счастливо снимался в кино. Это Анатолий Кузнецов, известный всей стране красноармеец Федор Сухов.