Вспомним сегодня «Марью-искусницу» Нинель Мышкову (1926 – 2003).
Отметив, что сыграв в сказке Роу зачарованную, лишенную воли женщину, Мышкова продублировала таковую судьбу, будучи последние десятилетия своей жизни от реальности отключенной.
В спутники жизни актриса выбирала состоявшихся мужчин сильно старше. Шло это вероятно из детства: Мышкова была дочерью генерал-лейтенанта артиллерии, человека сильной воли и большой удачи. Крестьянский сын дослужился до заместителя начальника Главного артиллерийского управления. Будучи любимцем Сталина, умудрился не потерять его доверие, пройдя сквозь каток репрессий. Он погиб на фронте, но семья все равно не бедствовала.
Нинель с первого захода поступила в Щукинское училище и весьма скоро стала женой преподавателя Владимира Этуша. Тот старше всего на четыре года, но за его плечами была война. Кроме того, Этуш быстро набирал вес в театральном мире, выходя на сцену театра Вахтангова.
В 1947 Мышкова дебютировала в кино. Фильм назывался «За тех, кто в море». Кстати, актриса терпеть не могла имени Нинель (палиндром фамилии «Ленин»), предпочитая называться Евой. В титрах первых фильмов она так и значится: Е. Мышкова.
На съемках Мышкова познакомилась с композитором Антонио Спадавеккиа, который тогда испытывал творческий взлет, сочинив пленительную музыку к фильму «Золушка». Этуш отправился в отставку, а Мышкова под венец с человеком на двадцать лет старше.
Следующий фильм подарил ей нового мужа.
Первые заметные кинороли Мышкова сыграла у вечного соперника Роу Птушко. В «Садко» Ильмень-царевну, в «Илье Муромце» Василису. «Садко» свел актрису с оператором Константином Петриченко.
В пятидесятые Мышкова сыграла одну из самых своих заметных ролей в фильме «Дом, в котором я живу». Завершила десятилетие «Марьей-искусницей».
Все складывалось хорошо. Но в 1962 году актриса познакомилась с режиссером Виктором Ивченко.
Здесь мы вступаем в область метафизики.
Ивченко снимал правоверные фильмы, из которых выделялся «Ч. П. – Чрезвычайное происшествие». Но в 1959 году оскоромился антирелигиозным памфлетом «Иванна». Фильм настолько получился, что его предал анафеме сам Римский Папа Иоанн 23-ий.
Повлияло это или нет, но после анафемы погибла актриса Инна Бурдученко, эту самую Иванну сыгравшая.
А Ивченко пошел в гору. Он стал ведущим режиссером киностудии Довженко. Педагогом Киевского театрального института. Снимая при этом фильмы, не пользующиеся спросом у зрителей и коллег.
С Мышковой они столкнулись на площадке картины «Здравствуй, Гнат». Потом был какой-то «Серебряный тренер». Режиссер и актриса так влюбились друг в друга, что разрушили свои семьи, а ведь у них уже росли дети.
В 1965 Ивченко прыгнул в творчестве выше головы, поставив для Мышковой экранизацию рассказа Алексея Толстого «Гадюка». Мышкова сыграла роль купеческой дочери, которая покомиссарствовав во время Гражданской войны не может вписаться в мирную жизнь.
«Гадюка» обозначила предел физических возможностей Мышковой, как актрисы. Ей было под сорок. Перед съемками актриса сделала круговую подтяжку лица. Героиня «Гадюки» была молчалива, все решала мимика и здесь ни черта не получалось.
Мышкова обвинила в неудачных ракурсах постоянного оператора Ивченко Алексея Прокопенко. Мол, плохо снимает, - потому я не девочка. Конфликт решался на уровне парткома. Ходивший под каблуком Ивченко ни слова не пискнул в защиту соратника. Прокопенко заменили.
«Гадюка» стала лидером проката 1966 года. Ивченко получил Госпремию им. Шевченко. Мышкова диплом Всесоюзного кинофестиваля.
Дальнейшего успеха не последовало, поскольку Ивченко и так был не орел, а теперь ему еще приходилось подбирать материал на вступившую в схватку с природой актрису. Ни «Десять шагов» (1967), ни «Падающий иней» (1969), ни «Путь к сердцу» (1970), ни «Софья Грушко» (1972) сознание зрителей не затронули.
Но бытово пара жила очень неплохо, являясь средоточием культурной жизни Украины. Конечно, не всем это нравилось.
Летом 1972 года Ивченко полетел в Ростов-на-Дону выбирать натуру для очередного фильма. До этого у него было два инфаркта, в самолете настиг третий.
В Ростове Ивченко поставили на ноги и даже готовили к выписке. Но тут примчалась Мышкова и… любящее сердце режиссера упало. Ударил четвертый, смертельный, инфаркт.
По сути, это был конец Мышковой. Украинская интеллигенция ее как-то быстро слила. Ей не дали снять фильм, замысленный Ивченко, отдав постановку на откуп сыну режиссера. Не позволили довести до выпуска курс мужа в Киевском театральном институте.
Перед отъездом из Киева навсегда Мышкова разгромила квартиру, где шесть долгих -быстрых лет была счастлива.
Хотя Нинель исполнилось всего 47 лет, она потеряла главное: вкус к жизни и творчеству. Едва начала выкарабкиваться пришел прогрессирующий склероз.
Последние десятилетия Мышкова прожила, не узнавая окружающий мир. Словно Марья-искусница, заколдованная царем Водокрутом.