В субботнем эфире программы «Кто хочет стать миллионером»(28.12.19) приняли участие актеры Павел Баршак и Ефим Петрунин, сыгравшие роли декабристов в премьерном фильме «Союз Спасения».
Участникам передачи был задан вопрос, «Какой российский император помиловал, оставшийся в живых декабристов, возвратив их из ссылки?» На удивление «задачка» вызвала весьма серьезные затруднения, несмотря на то, что вопрос был выбран как раз «по теме» и очевидно с расчетом на то, что уж на него то ответ будет найден быстро и просто.
Между тем молодые «служители Мельпомены» всерьез рассматривали даже такой абсурдный вариант, что декабристов мог освободить последний русский император Николай II.
В итоге правильный вариант(Александр II) все- таки удалось найти, но только путем эмпирики, в целом можно сказать, что получилось попасть пальцем в небо. (к слову вопрос стоил 25 тыс. рублей)
Режиссер исторической драмы о первых русских революционерах объяснил такой казус тем, что артисты в большей степени изучали характер и манеру поведения своих персонажей, а не исторический контекст.
Такая реплика «мастера» наводит на очень серьезные размышления и по поводу конкретного фильма и по поводу того, как у нас в стране воспринимается историческое кино в целом.
Еще когда пошли на телевизионных экранах первые трейлеры, приуроченные к будущей активно рекламируемой супер-премьере даже по ним можно было сделать вывод, что картина, скорее всего, будет страдать нехваткой содержательной глубины.
Все эти крупные планы пушек и чрезмерные эффектность батальной составляющей, которая получилось явно «пересоленной» если исходить, хотя бы даже из условной достоверности свидетельствовали о том, что зрителю опять подсунули фантик от конфеты.
Между тем такой из раз в раз повторяющийся подход в корне неверен и влечет очень неприятные последствия.
Конечно, стоит отдавать себе отчет в том, что любой фильм прежде всего художественное произведение и ждать от него предельной аутентичности не стоит но все же….
Вспомните ведь еще Ленин говорил, что важнейшим из искусств для нас является именно кино.
На тот момент это было связано с низким уровнем грамотности населения и представления о хорошем и дурном среднестатистическому крестьянину из Урюпинска было проще черпать из кино, чем из книги.
Время изменилось, но часть из своей актуальности ленинское изречение сохранило.
Не секрет, что историческая осведомленность у нашего населения оставляет желать лучшего, а на изучение серьезной литературы при нашем темпе жизни часто просто нет времени вот и идет зритель в кинотеатр в надежде получить хоть какой- то ликбез. А что в итоге?
Если создатели утверждают, что вместо истории актеры изучали как их персонаж ходит, говорит и так далее, то разве можно ждать от подобного фильма такого важного компонента как «историческое содержание».
Не думаю.
Вот и получается, что зрителя, который выбирает исторический фильм, в нашей стране регулярно обманывают.
Гоняясь, прежде всего за коммерческим успехом ленты кинодеятели в России хронически не желают понимать, что исторический фильм это отдельный самостоятельный жанр, который неприемлемо подменять боевиком или даже комедией, которую помещают лишь в соответствующий случаю декоративный антураж.
На самом деле исторический фильм( и книга тоже) процесс, связанный с облечением в художественную форму подлинных фактов в котором чисто кинематографическая составляющая служит лишь важным дополнением, но никак не краеугольным камнем на котором все замыкается.
Положительным примером может служить турецкий сериал «Великолепный Век». Начну с того, что техническая часть, там тоже на уровне: красивые костюмы и декорации, качественная актерская игра с очень хорошим пониманием внутренней сути своих персонажей, но важно отметить очень важное и принципиальное для нашего сегодняшнего разговора «но».
В документальном фильме, посвященном тому, как создавался сериал, ведущие актеры много говорили, как долго и плодотворно им пришлось изучать исторический материал, дабы работа получилось действительно качественной не только по форме, но и по содержанию.
В этой связи можно быть почти уверенным, что попади Халит Эргенч- исполнитель роли султана Сулеймана Великолепного на турецкую версию «Миллионера» он без малейших проволочек мог бы легко ответить на любой вопрос о жизни своего героя.
Вот в чем заключается та самая важная изюминка, необходимая для создания настоящего исторического не пафосного блокбастера, а по настоящему серьезного кино, которое у нас, увы, пока не получается.