Найти тему
4x4

Городской хетчбек для Дакара: карбюраторный турбомотор, полный привод и рессоры

Этот автомобиль – один из символов по-настоящему драйвового и опасного ралли-рейда Paris-Dakar начала 80-х без миллионных бюджетов, спутниковой системы навигации и технической поддержки, готовой в любую минуту прийти на помощь. В годы раннего "Дакара" с заряженными рамными внедорожниками за победу могли сражаться и Нивы, и даже подготовленные городские «легковушки», причём это были не привычные нам прототипы с пластиковым обвесом!

Renault 20 Turbo 4x4, который вы видите на этих фотографиях, построили специально для африканских ралли-рейдов в 1980 году и сами же его пилотировали братья Клод и Бернар Морро. Этот подготовленный французский хетчбек стал их первой попыткой собрать конкурентоспособный автомобиль, способный одержать победу на убийственно сложном даже для настоящих внедорожников маршруте "Париж-Дакара". А буквально через 5 лет частники на самостоятельно собранных автомобилях уже не могли бороться на равных с богатыми заводскими командами!

Сложно поверить, что этот хетчбек "рвал" настоящие внедорожники на Дакаре
Сложно поверить, что этот хетчбек "рвал" настоящие внедорожники на Дакаре

В предыдущие «Дакары» братья Марро уже успели неплохо выступить и получить ценный гоночный опыт на полноприводном малыше Renault 4 Sinpar, и впечатлённые их успехами боссы Renault предложили гонщикам создать новый болид для Париж-Дакара уже на базе популярного хетчбека Renault 20. Завод предоставил гонщикам новый неокрашенный кузов и, что было особо ценно, доступ к самым современным агрегатам из производственной линейки компании:

Шины - усиленные Michelin для ралли
Шины - усиленные Michelin для ралли

Заднюю подвеску и прочный мост позаимствовали у микроавтобуса Renault Trafic. Система полного привода с 4-ступенчатой коробкой передач – от универсала Renault 18 4x4 с доработками. У серийных Renault 18 и 20 подвеска пружинная, но для Дакара решили использовать более надёжный вариант с рессорами от микроавтобуса. 4-цилиндровый наддувный 1,6-литровый двигатель A5L мощностью 130 л.с. достался от заряженной дорожной версии седана Renault 18 turbo. Естественно, для гонки установили усиленные системы охлаждения и смазки, более производительный турбокомпрессор, а прямоточную выхлопную трубу вывели на крышу. Обратите внимание на развитую распорку стоек, "завязанную" на лонжероны:

Двигатель с карбюратором и турбонаддувом!
Двигатель с карбюратором и турбонаддувом!

Кузов максимально облегчили и одновременно усилили "по всем фронтам", ведь автомобилю предстояло сражаться с куда более выносливыми рамными внедорожниками в жёстких условиях африканского бездорожья. Внутри появился мощный каркас безопасности, гоночные "ковши", штурманское оборудование и огромный топливный бак с наружным бензонасосом. В целом уровень подготовки "дакаровского" Renault 20 примерно соответствует современной "серийной" категории Т2, в которой доминируют Toyota Land Cruiser 200:

 По уровню подготовки дакаровский болид 1982 года уступает современным ралли-карам бюджетных классов
По уровню подготовки дакаровский болид 1982 года уступает современным ралли-карам бюджетных классов

Этот Рено 20 принял участие в Дакаре 1981 года под стартовым номером 174, и одержал две впечатляющие победы на сложнейших африканских спецучастках «Quatre Chemins – Tit» длиной 565 км в Алжире и «Tit-Gao» длиной 540 км, проходившем по территории пустынь Алжира и Мали. На следующих спецучастках братьев Марро преследовали неприятные технические проблемы, из-за которых они откатились вниз классификации, пока они в итоге не перевернулись на одной из дюн и не сошли с дистанции.

-6

Если не брать в расчёт аварию и досадные технические неполадки, Renault 20 показал огромный потенциал и успешно сражался за победу на спецучастках с настоящими внедорожниками, поэтому для ралли Париж-Дакар следующего 1982 года французы построили почти такой же полноприводный хетчбек, на котором таки одержали победу в абсолюте! Кстати, второе место осталось за французами на Ниве. Выигравший Дакар 1982 года Renault 20 сейчас хранится в фирменно музее Рено:

Братья Морро и Renault 20 под стартовым номером 150 - победитель Париж-Дакар 1982
Братья Морро и Renault 20 под стартовым номером 150 - победитель Париж-Дакар 1982