Редко, особенно среди людей старшего и среднего поколения встретишь таких, которые не слышали о группе «The Beatles». Практически все помнят знаменитую четвёрку из Ливерпуля. Более продвинутые без запинки перечислят их поимённо; Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр. А знатоки могут и дискографию вспомнить. Но это из разряда, что знают все. Но есть то, чего многие не знают, даже заядлые поклонники «Битлз». Например, постоянно идут разговоры, что был некий пятый битл, который привёл остальных на вершину славы, на творческий Олимп! И в этой статье я хочу рассказать о феномене пятого битла, кто он и был ли он вообще!
Кого только не пытались записать пятым битлом; и Тони Шеридана, которому аккомпанировали в записи его пластинки, тогда ещё никому не известные «Битлз», и Эрика Клэптона, гитара которого действительно плакала в песне Джорджа Харрисона «Когда моя гитара тихо плачет», и Мэла Эванса, дорожного менеджера, помощника и просто большого друга группы, и много ещё кого. Но на мой взгляд есть четыре человека, которые действительно заслуживают того, что бы именоваться пятым битлом.
Ливерпуль это портовый город, что накладывало на него особый отпечаток. Много чего проходило через портовый город, в том числе и новые пластинки с рок-н-роллом. Тогдашние местные школьники, наслушавшись этих пластинок создавали свои группы и пытались копировать эту музыку. Некоторые даже поднялись до того, что гастролировали по английскому захолустью и даже добирались до Германии. «Битлз» и по Шотландии поколесили и в Гамбурге отметились. Но о них знают все, а о прочих никто и не слышал. В чём же дело. А в том, что в ноябре 1961 года в клубе «Каверна» пересеклись пути пока ещё никому не известной четвёрки и не совсем удачного торговца грампластинками в магазине собственного отца, отягощенного кучей комплексов, Брайана Эпштейна. И произошло чудо. Скромный интеллектуал, менеджер неудачник, гей, скрывавший эту свою страсть, ибо тогда Англия была нормальной страной и в её законах для таких была соответствующая статья и еврей, потомок выходцев из России, загорелся желанием стать менеджером этой сумасшедший группы. Не без труда удалось сломать сопротивление Джона Леннона, который не желал терпеть над собой никакого начальства, но Брайан Эпштейн стал менеджером «Битлз» и создал из четырёх ливерпульских разгильдяев группу всех времён и народов и привёл их к всемирной славе. Организация гастролей, реклама, имидж и даже битломания, всё это заслуги Эпштейна. И музыкантов он вполне устраивал, ибо в процесс творчества не вмешивался. Это первый претендент на звание пятого битла.
Пока «Битлз» концертировали и гастролировали, пели свои несложные и мелодичные песни, доводивших поклонников обоих полов до экстаза, а некоторых поклонниц до оргазма, проблем с редактированием музыки не возникало. Но, для музыкантов, что бы иметь успех и, соответственно, зарабатывать большие деньги, необходимо записывать пластинки и издавать их большими тиражами. Напористый Брайан Эпштейн, просто атаковал ведущего аранжировщика и музыкального продюсера фирмы Парлафон Джорджа Генри Мартина. Прослушав 13 февраля 1962 года пробную запись, Мартин поначалу решил, что эта группа бесперспективная. Но Эпштейн не отставал, а с другой стороны Мартин начал подумывать, дела фирмы идут не очень, а что если поменять аранжировку и отредактировать песни по своему. В итоге началось плодотворное сотрудничество, которое вылилось в целую коллекцию золотых и платиновых дисков. Если бы не Мартин, то не было бы тех невероятно красивых композиций, по сей день радующих наш слух. Это второй претендент на звание пятого битла.
Между прочим, когда «Битлз» гастролировали в Гамбурге, то они были не четвёркой, а пятёркой, а на бас гитаре играл не Пол Маккартни. У Джона Леннона был закадычный друг и соученик по художественному колледжу, Стюарт Сатклифф. Если честно, этот парень был отличным художником, но посредственным музыкантом. Но Леннон постоянно тащил его в группу. Однажды картина Стюарта победила в художественном конкурсе и он получил сумасшедший, по тем временам, гонорар для студента — 65 фунтов стерлингов. По настоянию Джона он купил настоящую бас гитару. Во время гастролей в Германии, Стюарт познакомился с коллегой, художницей Астрид Кирхгерр, работавшей ассистенткой известного гамбургского фотографа. Именно она сделала первую профессиональную фото сессию группы «Битлз». Знаменитые битловские причёски тоже её изобретение. Стюарт и Астрид полюбили друг друга и были даже помолвлены. Там же, в Гамбурге, Стюарт сделал окончательный выбор в пользу живописи, поступил в местный колледж, а свою бас гитару подарил Полу Маккартни. К сожалению, в 1962 году он умер от кровоизлияния мозга.
Кстати и в гамбургский период, и в момент прихода Эпштейна в качестве менеджера, за ударной установкой сидел не Ринго Старр. Ударника звали Питер Бест. Пока группа играла по кабакам, его техника вполне устраивала. Но когда дело дошло до грамзаписи, Джордж Мартин потребовал поменять ударника. Эпштейн, после тяжёлого разговора, уволил Беста.. Питер Бест тяжело переживал своё увольнение, особенно после того, как увидел на какую высоту взлетела его бывшая группа. В отместку он собрал музыкантов и записал пластинку "Best Of The Beatles", что можно перевести как «Лучший из Битлз».
Именно так оно и было и кого на самом деле называть пятым битлом решать вам. Просто я постарался рассказать о том, чего не знают все и немного расширить ваш кругозор, если вам это интересно. Как то так.
Понравилась статья? Если да, то ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Уже есть что-то интересное, а будет ещё больше.