Все знают, что на Арбате испокон веков рисовали и рисуют уличные художники. Но если Вы пройдете по нему сейчас, то неподготовленный зритель будет удивлен схожести портретов, нарисованных рукой человека с фотографиями глянцевых журналов. Начиная с 1988 года, художники Арбата подхватили и усовершенствовали необыкновенную технику, уникальности которой нет предела и аналогов которой никто еще не придумал – «сухая кисть».
Изначально, "сухая кисть" - это был графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски или туши, малонасыщенной связующими веществами, с помощью кисти на фактурную поверхность.
Одни ее ругают, другие восхваляют. Но на самом деле, чаще всего критикуют "сухую кисть" те, кто плохо с ней пока управляется, или кто ее еще вовсе не опробовал. Хотя я сама предпочитаю использовать другие техники, стоит признать, что она отнюдь нелегкая и требует большой усидчивости и терпения. В институтах ей напрямую не учат. Когда я начинала рисовать, в интернете о ней было очень мало информации. Сейчас можно найти много видео-уроков.
Почему "сухую кисть" ругают опытные художники?
Лично я нахожу следующие причины, по которым эту технику можно не любить.
1). Эта техника убивает "штрих" художника. У каждого художника есть свой почерк, и он остается в любом случае. Но со стороны зрителя из-за отсутствия индивидуального штриха (произведения больше напоминают набор пикселей), работы, исполненные в технике "сухая кисть" разными художниками, могут показаться схожими.
2). Даже если человек не владеет художественной грамотой, но овладел этой техникой, набил руку и аккуратно работает, то может привлечь обыденного зрителя за счет эффекта человеческой кожи, который возникает благодаря специально подобранной акварельной бумаге. Чаще всего - это нестандартная акварельная бумага "скорлупа".
3). Работать в арбатской интерпретации " сухой кисти" очень скучно, не получается передать свои эмоции. Хотя и душа художника в наше время мало кого волнует.
Кто же изобрел "сухую кисть" ?
«Сухая кисть» существовала уже давно. Технологией письма сухой кистью пользовались ещё в XIV веке китайские художники, изображавшие чёрно-белые пейзажи. Но использовалась она не как отдельная техника, а в качестве приема акварельной живописи, преимущественно для того, чтобы отображать рельефную поверхность деревьев и камней.
Родиной зарождения "Сухой кисти", именно как техники, считается Старый Арбат.
На Арбате рисуют художники разных мастей: с образованием и без, одни приезжают на лето, другие рисуют круглый год, не обращая внимания на дождь и снег, бывает даже художник-путешественник, который заезжает мимоходом, на день. До 1988 года на Арбате среди мастеров было огромное разнообразие материалов и техник: кто-то работал углем или соусом, кто-то пастелью, кто-то простым карандашом. Каждый художник привлекал свой контингент людей и зарабатывал по-своему.
Но в один прекрасный день на Арбат зашел китаец, по-видимому, студент. С собой у него была жгуче-черная тушь, кисть и акварельная бумага. Он продемонстрировал мастерство китайской живописи, немного с импровизацией - китайцы редко рисуют людей, отдавая предпочтение пейзажному жанру. Он набрал на кисть немного туши и начал растирать по бумаге, вокруг собралась толпа. Портрет китайского художника тогда еще не был так схож с фотографией, как современные арбатские портреты «сухой кистью», но эффект поражал настолько, что все остальные художники сидели без работы. Они, вместе с толпой проходящих людей, наблюдали за рукой китайского художника и не могли оторваться.
Постепенно, друг за другом и арбатские художники стали приносить черную краску, работать же надо, нашли более удобную бумагу и терли-терли-терли. Их работы становились совершеннее и приобретали что-то свое, они во многом обогнали китайца.
Странно, но никакая другая техника так не привлекает народ, как «сухая кисть».
Арбатские художники всегда путешествовали. Ведь зима в Москве холодная. И они распространили "сухую кисть" в другие страны. Если Вы когда-нибудь будете путешествовать и встретите уличного художника, рисующего в этой технике, скорее всего это арбатский художник или его ученик.