Еще несколько лет назад у классической торговой компании, независимо от специализации - стулья, чулки, бытовая техника и далее по списку, было несколько путей развития.
Путь 1.
Найти несколько крупных региональных дистрибьюторов (дистры) и с помощью них зайти в средние/крупные рег. сети + многочисленные, но с малым обором, ИП/ООО. Очень простой путь, однако, связан с многочисленными рисками - банкротство дистра, конечной сети, высокие логистические, финансовые издержки (дистр тоже хочет и не много кушать). С учетом того, что последние десять лет федералы методично выжимают регионалов из их насиженных гнездышек, обороты очень сильно падают(( Конечно и сейчас можно развиваться по данному пути, но звезд с неба хватать не будете.
Путь 2.
Зайти не только к регионалам, но и к федералам (Лента, Карусель, Ашан, Окей, Мвидео и Эльдорадо, Магнит - кому что ближе). Здесь уже просто дистрами не обойтись, нужны и связи, и бюджеты, и уникальное товарное предложение. Кто-то и вовсе начинает делать СТМ для сетей, но тут палка о двух концах, если вовремя не соскочить с СТМ и поставить в сеть брендированную продукцию, можно хорошо попасть на деньги. Нужно понимать, что вход в федералы дело не быстрое и затратное. Вам заранее нужно вложить деньги в товар, нанять хороших продажников, оплатить листинг и так далее. При этом далеко не факт, что вас сразу возьмут в сеть и поставят на полку. Но, если поставят, нужно быть готовым каждый отбивать атаки конкурентов от своей продукции, оплачивать логистику, ретро, маркетинговые бонусы и так далее. А может быть давать денежку посредникам и баерам) Объем продаж вы получите, но отобьете ли расходы это большой вопрос. По своему опыту знаю, много бренды работают с федералами для хорошей доли рынка и высокой позиции в рейтингах GFK, Nielsen. Но, вот зарабатывают такие бренды на регионалах. Думаю, читатель ты и сам знаешь такие примеры.
Путь 3.
Загадочное и модное слово e-commerce, ставшее очень популярным лет 8-10 назад. Многие товарищи считали и считают, что электронная коммерция вытеснит традиционную торговлю. Потом появилось другое модное слово - омниканальность, ох уж сколько сетей стали гордо величать себя omni-channel. Но, что-то мы отвлеклись сильно. Данный сегмент безусловно рос бешеными темпами по 20-30-60%, но по пути теряли и товар, и деньги - Ютинет, Юлмарт. От демпинга некоторых товарищей сводило зубы, появилась даже новая специальность -парсер цен с ЯМ. В общем-то все что как по накатанной - обороты росли, баеры расширяли категории - к электронике цепляли детские товары, стройку, дачу и т.д. Как всегда побеждал тот у кого было больше бабла на генерацию трафика, иногда даже себе в убыток. Печальный Юлмарт все время был убыточный, сжигал деньги в бездонной печи трафикогенерации, но пыхтел-пыхтел пока Костыгину и Ко давали деньги. Зачем спросите вы - давать деньги при убытках. Конечная цель была IPO, продажа конечному инвестору и далее моря, яхты, самолеты. Но, наступил 2014 год и не сложилось.... Но, это так лирика. Скоро наиболее продвинутые (WB) поняли, что гораздо эффективнее, если не баер формирует матрицу, а сам поставщик. Эффективнее с точки зрения денег и оборота прежде всего. Перед глазами хороший пример - Amazon, и это нормально, когда люди копируют чужие идеи, постепенно улучшая их.
Так постепенно мы переходим к Маркетплейсам - главным точкам роста вашего бизнеса на ближайшие несколько лет. Имею ввиду соотношение затрат/необходимые ресурсов для входа и работы/возможных продаж.
Продолжение следует....