Найти тему
RUSSIAN CAR POST

McLaren: несгибаемый оптимизм и уважение к людям

Оглавление

Эта история берёт своё начало в Новой Зеландии, в небольшом пригороде Окленда, где родился и вырос маленький мальчик Брюс. Он был крайне активным малым и мечтал стать звездой регби. И выходило у него неплохо - он был капитаном школьной сборной. Но всё изменилось в один не самый прекрасный для Брюса день.

Новая Зеландия, 1937 год, Брюс Макларен
Новая Зеландия, 1937 год, Брюс Макларен

Удар судьбы

В 10 лет ему поставили диагноз - болезнь Перта, которая обрывала все мечты о регби. Каждое движение давалось мальчику с трудом. Как выяснилось позднее, местные врачи считали, что это последствия падения с лошади. Кроме того, у мальчика сильно болела нога, и было принято решение полностью её загипсовать. Впоследствии загипсованная нога так и осталась на 4 см короче другой.

Нога в гипсе, гребля и старенький Остин Алстер
Нога в гипсе, гребля и старенький Остин Алстер

Мечте не суждено сбыться, регби больше заниматься нельзя. Что делать дальше? Правильно, пойти в греблю. Именно так подумал Брюс и сменил вид спорта. И тут мы подошли к первому поворотному моменту в этой истории. Отец нашего героя был заядлым гонщиком, хоть и на любительском уровне. Он приобрёл старенький Остин Алстер с великой задумкой переделать его в любительский гоночный болид. Думаю, вы уже догадались, кто был главным помощником отца - да-да, наш Брюс. Именно с этого старенького Остина началась огромная тяга к автогонкам, которая изменила всю жизнь смелого и неунывающего юноши.

Первые гонки

Получив права, едва перескочив рубеж 15 лет, Брюс участвует в первых своих гонках и... конечно же, не занимает первых мест. Не всё же так просто. Но зрителям улыбчивый парнишка был по душе. Спустя несколько лет после первых гонок, когда Брюсу было уже около 21 года, его объявляли, как молодое дарование Новой Зеландии, публика его уже любила.

Первые победы и диплом
Первые победы и диплом
Кстати, несмотря на гонки, учёбу юноша не бросил и даже получил диплом строителя мостов. "Корочка" появилась, но мосты Брюс, к сожалению или счастью, никогда не строил.

Чуть позже Брюс получил стипендию автогоночной ассоциации, что помогло ему попасть в команду Cooper - на тот момент, лидер Формулы-1. Под руководством Cooper Брюс взял Гран-при США, потом 2 место в Монако и уже в 23 года был узнаваем на гонках планетарного уровня. И теперь самое интересное...

Как вы думаете, как жил гонщик с таким послужным списком?

Если говорить про наши реалии, то в случае, когда ты мелькаешь на планетарном уровне в СМИ, то у тебя, скорее всего, подписчиков в инстаграм миллионов 10-20, и ты живёшь комфортно, торгуя остаток жизни лицом в сторис. Итак, представляю вашему вниманию жизнь гонщика мирового масштаба:

Жил Брюс в однушке, которую снимал с другом, а доход его составлял 6 фунтов в неделю. Ванная комната была общей на этаж. Простыми словами, коммуналка. Питался Брюс в недорогих кафешках, иногда покупал что-то в недорогих магазинчиках. В общем, контраст достижений и жизни был заметным.

Кафешка и коммуналка
Кафешка и коммуналка

Но победы в коммерческих гонках дали о себе знать, и Брюс смог скопить сумму на покупку жилья. И теперь он с тем же другом снимал жильё побольше с 2 спальнями и собственной ванной. И хоть Брюс подзаработал и стал состоятельнее, команда Cooper не смогла уловить тренд новых технических регламентов, замешкалась и скатилась в самый низ рейтинга.

Такой "Из грязи в князи" наоборот. Команда тонула, но Брюс оставался верен команде, которая увидела в нём потенциал, и оставался на борту Cooper даже, когда провал команды начал сказываться на репутации самого Брюса.

Всё больше людей стали считать, что молодое дарование разбазарило весь потенциал. Но парнишка-новозеландец не привык унывать и всегда улыбался, проигрывал он или выигрывал. Как отзывались о нём другие гонщики, Брюс никогда не устраивал потасовок ни на трассе, ни после гонки. Удивительно, но у улыбчивого паренька, по-моему, даже врагов не было.

Знаете, когда я собирал материал для этой статьи, то даже и не думал, что меня так захватит эта история. Тут нет гонки за деньгами, обычный новозеландский парень занимался тем, что любит и не унывал, если что-то не получалось. Просто любил жить, а все любили его за то, какой он. Работал за идею, а результаты были удивительные. Что-то ушел я в сторону, продолжу-ка рассказ...

В период, когда с гонками не задалось, Брюс занимался тестированием новых болидов, был испытателем. Его профессионализм как механика и испытателя был огромен - он с легкостью определял причины неисправности после тестового заезда и давал точную инструкцию по решению возникших проблем.

Как Брюс попал в разборки Форда и Феррари...

Возможно, кто-то знает, что компания Форд долгое время пыталась побить Феррари в гонке Ле-Мана. Это в какой-то момент стало манией Форда. Все силы были брошены на то, чтобы утереть нос итальянцам. Как сказал Доминик Торетто в одном из моих любимых фильмов "Форсаж":

Не важно, что у машины под капотом. Самое главное — это то, кто сидит за рулём.

Как вы думаете, кто был за рулем болида, когда Форд утёр нос Феррари? Да, снова наш старый-добрый Брюс.

Форд против Феррари
Форд против Феррари

Дамы и господа, наша история подошла к ВАЖНЕЙШЕМУ повороту

После истории с Фордом Брюс решается на крайне важный и ответственный поступок - он уходит из команды Cooper и создаёт свою команду McLaren. И, естественно, чтобы все воспринимали новичка всерьёз, Макларен решил принять участие в гонках Кан-Ам. Вот последние слова Макларена перед уходом из Cooper:

Слова Макларена о команде Cooper и своём уходе
Слова Макларена о команде Cooper и своём уходе

Восхождение новой звезды

Попрощавшись с командой Cooper, Макларен принялся за организацию работы собственной команды. И, прочитав о том, каким он был лидером, я понял, что Брюс был управленцем, который знает абсолютно всю "кухню" автогонок: от починки до заполнения регламента. Он просто через всё это прошёл и, уперевшись в потолок в Cooper, понял, что достаточно знает для собственного предприятия. Это плавный переход. Его знания и опыт как бы сами вытолкнули его на новый уровень создания своей команды.

Макларен-М7А и первые гоночные успехи команды Макларен
Макларен-М7А и первые гоночные успехи команды Макларен

Какой же стала эта команда и чего добилась?

По правде говоря, эта команда не была сиюминутным выстрелом побед и популярности. Всё было реалистично. И говоря по правде, в команду Макларен мало кто верил. Чемпионы гонок сомневались, что у Брюса получится создать болид, способный удивить мир автогонок, и уж тем более побеждающий на трассе.

И ведь основания на то были. В рамках нашей с вами симпатии к Брюсу это выглядело так, будто его специально задвигали и отговаривали. Но я вспомнил один пример, который очень неплохо описывает отношение публики к команде Брюса:

Не так давно, может, пару лет назад Анджелина Джоли решила попробовать себя в роли режиссёра и сняла кино. Я его посмотрел, и скажу вам, что кино вышло неплохое. Глубокое, со смыслом, про несгибаемость человеческой воли и всё такое, но кино, в конечном итоге, провалилось по кассовым сборам. И никакая симпатия к Анджелине Джоли ему не помогла.

К чему я это? Не всякий человек может быть руководителем, не потому что плохой, а потому что создан для другого. Характер иной, знания под другое заточены. Поэтому совсем не удивительно, что в идее Брюса все сомневались. Но мы же помним, что Брюс никогда не унывал. Он методично заражал всех позитивом и не соглашался сдаваться на пути к заветному первому месту. Оптимизм передался всем, как вспоминали участники команды, все готовы были выложиться на все 100% и еще немного, чтобы всех уделать.

Макларен против Лотус
Макларен против Лотус

Прошло два сезона разгромных поражений, и... команда перешла рубикон - взяла два первых места чемпионата Формулы-1, Макларен начал побеждать, но правда есть и ложка дёгтя. На тот момент Макларен М7А уступил место явному фавориту, звезде гонок - Лотусу-49 в личном зачёте. Чтобы вы понимали, несмотря на то, что Лотус-49 как бы выиграл, владелец команды Лотус высказался так: Макларен достиг к 32 годам того уровня, до которыого сам он дошёл только к 40. Это ли не результат?

Великая трагедия

Данный этап статьи расскажет о самом тёмном и ужасном событии всей команды Макларен...

В начале июня 70-го года Брюс приехал на трассу для тестирования нового Макларен-М8Д. Всё проходило идеально, абсолютно ничего не предвещало беды, но после последнего поворота что-то пошло не так, и Брюс на большой скорости влетел в бетонное ограждение. К нему тут же бросились все, кто был на трассе, но было уже поздно - Брюс скончался. Это случилось 2 июня 1970 года. Незадолго до испытаний Брюс поделился, что знает, как будет развиваться команда и что от роли гонщика он решил отказаться. Но планам не суждено было сбыться.

Макларен-М8Д и Брюс
Макларен-М8Д и Брюс

Помните, команду Макларена обошёл Лотус? Так вот, за рулём одного из них сидел Джим Кларк - ещё одна легенда мира автогонок. Кларк разбился за два года до Макларена. Тогда гибель Кларка Брюс прокомментировал так:

Брюс о Джиме Кларке
Брюс о Джиме Кларке

Что удивительно, и Брюс, и Джим погибли в возрасте 32 лет. И кто бы мог знать, что комментарий о гибели своего товарища по цеху станет его собственной эпитафией.

Дописывая эти строки становится как-то грустно. Будто потерял хорошего знакомого. История-то классная, и человек хороший. Мне было искренне приятно узнать о Брюсе Макларене и не менее приятно было рассказывать о нём вам. И чтобы не заканчивать на грустной ноте, я закончу словами Брюса и его несгибаемым оптимизмом:
Брюс Макларен
Брюс Макларен